В межзвёздном пространстве нашли сложную молекулу

© B. Saxton, NRAO/AUI/NSF from data provided by N.E. Kassim, Naval Research Laboratory, Sloan Digital Sky Survey.

Сложные молекулы — те, которые имеют «праворукие» и «леворукие» варианты — встречаются на нашей планете, метеоритах и кометах. Впервые сложную молекулу обнаружили в межзвездном пространстве.

Хиральные (несимметричные относительно правой и левой стороны) молекулы помогут ученым понять, как развивалась жизнь на Земле. Представители Американского астрономического сообщества назвали открытие «первым рукопожатием жизни».

Исследователи использовали радиотелескоп Грин-Бэнкс в Западной Вирджинии (США) и радиотелескоп Ракс в Австралии, чтобы найти сложную молекулу пропиленоксида рядом с центром Млечного пути в гигантском газовом облаке под названием Стрелец B2.

Ключевые биологические реакции на Земле выполняются молекулами, обладающими свойством под названием хиральность. Это способность молекулы формироваться в двух разных вариантах, которые являются зеркальными отражениями друг друга, что-то вроде левой и правой рук. Хотя молекулы сделаны из одних и тех же компонентов, нельзя просто перевернуть одну из них, чтобы сделать точной копией второй.

«Когда ты жмешь кому-то руку, твоя правая рука жмет чужую правую руку, в результате формируется этот прекрасный связывающий жест; если вы попытаетесь пожать левую руку правой, будет немного неловко, так как взаимодействие отличается, — говорит Бретт Мак-Гайр из Национальной радиоастрономической обсерватории в Вирджинии (США). — Хиральные молекулы работают также». Например, химический карвон будет пахнуть как мята в одной конфигурации, как тмин — в ее зеркальном отражении.

Ученые обнаружили внушительную дозу пропиленоксида в удаленном межзвездном пространстве. Найденный пропиленоксид в газовом облаке весит около 80 % массы Земли. При комнатной температуре молекулы пропиленоксида занимали бы в 5,5 раза больше места, чем наша планета.

Исследователи пока не узнали, «леворукой» или «праворукой» является молекула. В будущем ученые попробуют определить конфигурацию пропиленоксида, наблюдая за тем, как молекулы взаимодействуют в поляризованном свете, который двигается по спирали в определенном направлении.

Источник: www.gismeteo.ru