В Гренландии найдена древнейшая ДНК

Ученые впервые идентифицировали ДНК возрастом два миллиона лет, которая помогает оценить состояние древней экосистемы, пережившей экстремальные изменения. Эта находка на миллион лет старше, чем предыдущая старейшая ДНК, сообщает Кембриджский университет. Статья, посвященная открытию, опубликована в журнале Nature.

41 образец, содержащий ДНК окружающей среды, был обнаружен в отложениях – в глине и кварце – ледникового периода на севере Гренландии. Отложения сохранились во льду или вечной мерзлоте и, подчеркивают авторы работы, не подвергались воздействию человека в течение двух миллионов лет. Климат в Гренландии два миллиона лет назад варьировался от арктического до умеренного. На острове было на 10-17°C теплее, чем сегодня.

Изучив образцы, ученые обнаружили свидетельства существования животных, растений и микроорганизмов, включая северных оленей, зайцев, леммингов, берез и тополей. Исследователи даже обнаружили, что мастодонты, млекопитающие ледникового периода, добирались до Гренландии, прежде чем вымерли. Ранее считалось, что ареал слоновьих животных не простирается до Гренландии от Северной и Центральной Америки.

Некоторые из фрагментов ДНК было легко классифицировать как предшественников современных видов, другие можно было связать только на уровне рода, а некоторые произошли от видов, которые невозможно поместить в библиотеки ДНК животных, растений и микроорганизмов, живущих в 21 веке.

Образцы возрастом два миллиона лет также помогают ученым составить картину ранее неизвестной стадии эволюции ДНК целого ряда видов, существующих до сих пор. Исследователи надеются, что открытие поможет предсказать долгосрочные экологические последствия нынешнего климатического потепления.

Татьяна Матвеева