Учёные подтвердили, что волосы от стресса седеют, и выяснили механизм

Показать, что стресс может вызывать преждевременную седину и выяснить лежащий в основе данного явления механизм, удалось американским ученым, 22 января сообщает научное издание Nature.

Известно, что окраску волосу придает пигмент меланин, вырабатываемый клетками меланоцитами, находящимися в луковице волоса в нижней части волосяного фолликула. С возрастом количество меланоцитов падает, пигмента становится меньше и волосы седеют.

Тем не менее, до сих пор не было доказано научно, можно ли на самом деле поседеть раньше времени из-за стресса.

Исследователи из Гарвардского университета в экспериментах на мышах продемонстрировали, что состояние стресса действительно приводит к преждевременному поседению волос. Это происходит из-за быстрого истощения меланоцитных стволовых клеток, из которых формируются меланоциты.

Дело в том, что при остром стрессе (в результате шока, потрясения) организм мобилизует свои ресурсы по принципу «сражайся или беги». Задействованные при этом нервные клетки симпатической системы выделяют во внешнюю среду нейромедиатор (гормон) норадреналин.

Как показали авторы статьи, многочисленные окончания указанных нервных клеток находятся именно в той зоне волосяной сумки, где расположены меланоцитные стволовые клетки. При стрессе нервные окончания выделяют в эту зону норадреналин в повышенных количествах. В результате чего меланоцитные стволовые клетки, у которых имеются рецепторы к данному гормону, интенсивно дифференцируются (превращаются) в меланоциты.

А поскольку запаса стволовых клеток на будущее не остается, волосы вскоре становятся седыми.

Когда исследователи сделали так, чтобы указанные нейроны симпатической системы не работали либо не вырабатывали норадреналин, шерсть подвергнутых стрессовой ситуации подопытных мышей не становилась седой.

«Определив точный механизм того, как стресс влияет на стволовые клетки, ответственные за пигмент, мы заложили основу для понимания влияния стресса на другие ткани и органы в организме. Это первый шаг к будущему лечению, которое сможет затормозить или обратить вспять пагубное воздействие стресса», — сказал руководитель работы профессор Я-Чи Сюй