Учёные оживили клетки, ткани и даже систему кровообращения мёртвых свиней

Американские ученые из Йельского университета провели инновационную процедуру для восстановления биологических функций у свиней, которые были мертвы более часа, пишет Financial times.

Команда восстановила кровообращение и клеточную активность в телах животных, которые были усыплены наркозом, а затем умерщвлены после спровоцированного сердечного приступа. Исследователи уверены, что этот метод может в конечном итоге увеличить доступность донорских органов.

Процедура, названная OrganEx, представляла собой прокачку через мертвых свиней восстанавливающей жидкости, содержащей смесь 13 соединений, которые способствуют здоровью клеток и подавляют воспаление. В результате возобновилась биологическая активность во многих органах, включая печень, почки, мозг и сердце, клетки которых сохранили способность сокращаться.

«Мы также смогли восстановить кровообращение по всему телу, что нас поразило», — сказал Ненад Сестан, руководитель проекта.

Результаты работы были опубликованы в журнале Nature.

«Это исследование демонстрирует, что после смерти клетки в органах млекопитающих, включая человека, таких как мозг, не умирают в течение многих часов. Возможно, наше мнение о смерти как абсолютном конце не имеет научной ценности», — сказал Сэм Парниа, директор по исследованиям в области интенсивной терапии и реанимации в медицинской школе Нью-Йоркского университета.

Когда сердце перестает биться, организм входит в состояние ишемии, при котором органы начинают опухать, а кровеносные сосуды разрушаются. Тем не менее, ткани мертвых свиней оказались функциональными после применения OrganEx — в отличие от тканей контрольных животных, которые подверглись более традиционной процедуре, называемой ЭКМО, перекачивающей собственную кровь и свежий кислород по всему телу.

«Под микроскопом было трудно отличить здоровый орган от органа, обработанного с помощью технологии OrganEx после смерти», — сказал Звонимир Врселя, еще один член команды исследователей из Йельского университета.

Ученые обнаружили, что клеточная активность в некоторых областях мозга была восстановлена, хотя они не обнаружили организованной электрической активности, которая указывала бы на сознание. Однако Сестан отметил, что авторы работы были удивлены, наблюдая непроизвольные и спонтанные мышечные движения в области головы и шеи обработанных животных. Эти движения свидетельствовали о сохранении некоторых двигательных функций.

Эксперимент был разработан в консультации с университетским комитетом по уходу за животными и внешними консультантами по этике. Одним из условий было прекращение перфузии OrganEx через шесть часов. Это означает, что ученые не знают, как долго могли поддерживаться признаки жизни в мертвых свиньях.

Исследователи из Йельского университета считают, что первым применением OrganEx у людей будет сохранение отдельных органов в хорошем состоянии для трансплантации.

«Существует множество потенциальных применений этой захватывающей новой технологии. Однако нам необходимо тщательно контролировать все будущие исследования, особенно те, которые включают перфузию головного мозга. Мы далеки от экспериментов на людях», — сказал Стивен Лэтэм, директор Йельского междисциплинарного центра биоэтики.

Автор: naukatv.ru