Учёные идентифицировали новый феномен под названием «интерактивный сон», в пределах которого спящий человек, испытывающий осознанное сновидение, может следовать инструкциям, отвечать на простые вопросы и даже решать базовые математические задачи.
Сон по-прежнему остаётся своего рода «серой зоной» современной науки. В особенности учёных интересует фаза быстрого сна, во время которой мы видим самые красочные сны. Возможность напрямую общаться со спящим человеком, а не руководствоваться его воспоминаниями и ощущениями по пробуждении, позволила бы значительно углубить понимание психологии данной фазы. Психолог Кен Пеллер и его коллеги из Северо-Западного университета решили провести эксперимент, в рамках которого они попытались получить обратную связь от людей, испытывающих осознанные сновидения.
В исследовании приняли участие 36 человек. Один из подопытных страдал нарколепсией и регулярно испытывал осознанные сновидения, несколько человек сталкивались с подобным явлением лишь периодически, а у остальных такие случаи изменённого сознания были единичными. Для чистоты исследования тестирование участников проходило в рамках четырёх отдельных экспериментов с использованием разнообразных подходов. Отслеживая различные фазы сна при помощи электроэнцефалограммы головного мозга, учёные взаимодействовали с испытуемыми при помощи звука, света и физического контакта. В свою очередь участники эксперимента должны были отвечать на вопросы, требующие утвердительного либо отрицательного ответа, например, «Знаете ли вы испанский язык?», а также решать элементарные математические задачи или отчитываться о количестве увиденных вспышек света и прикосновений.
Способ ответа на заданные вопросы утверждался конкретным участником предварительно, будь то целенаправленное движение глазных яблок или отдельных групп лицевых мышц. Исследователи пытались наладить «интерактивный сон» на протяжении 57 сессий. По итогу эксперимента в 26% случаев участники сумели подтвердить, что они пребывают в состоянии осознанного сновидения. Успех двусторонней связи осложнялся тем, что люди просыпались от того, что пытались моргнуть или излишне интенсивно двигали глазами, пытаясь отвечать на заданные вопросы. В итоге в половине своих осознанных сновидений 6 из 36 участников сумели дать 29 правильных ответов и 5 неправильных.
Пример взаимодействия: спящий демонстрирует решение математического примера при помощи целенаправленного движения глаз
В этом примере спящий получал задание при помощи азбуки Морзе, переданной мигающими светодиодами
Любопытно, что вне зависимости от способа взаимодействия, спящие по-разному запоминали то, как вмешательство исследователей накладывалось на их сон. К примеру, в некоторых случаях «вторжения» учёных изящно впутывались в контекст сновидения и выглядели вполне естественно – в форме дружественного диалога на вечеринке, сообщения по радиосвязи или мерцающих комнатных ламп. Впрочем, бывало и так, что спящий всецело осознавал чужеродность стимула, но мог отвечать на него, продолжая сон.
По словам Пеллера, взаимодействие со спящими отчасти напоминало ему попытки связаться с астронавтом, оказавшемся в другом мире, только этот мир был создан из воспоминаний и ощущений человека. По мнению учёных, исследование «Real-time dialogue between experimenters and dreamers during REM sleep» не просто расширяет общее понимание того, что происходит с мозгом человека во сне. Пеллер считает, что в будущем «интерактивный сон» может лечь в основу методик лечения некоторых проблем психического здоровья. Впрочем, для этого исследователям предстоит проделать ещё немало работы. К примеру, не менее значимым объектом последующих экспериментов станет взаимосвязь снов и памяти, а также возможность использования ресурсов памяти во сне для оценки когнитивных способностей человека и тренировки различных навыков.
Пример испытуемого с нарколепсией: для утверждения он напрягал скуловые мышцы, а для отрицания -мышцу, сморщивающую бровь