Учёные нашли доказательства жизни на Марсе

Тянет на сенсацию: планетологи доказали, что все эти годы ровер Perseverance колесил по дну высохшего озера. Это значит: в грунте, который он собирал, содержатся остатки ископаемой жизни. Люди уже держат доказательства в руках! Но пока в руках робота. Близок локоть – да не укусишь.

ДЕЛЬТА ГРОМАДНОЙ РЕКИ
Главная цель миссии Perseverance – поиск марсианской жизни. Ученые пессимисты (им положено), и они надеются найти окаменелости. То есть следы жизни прошлой. Ну а там как повезет.

Еще в 1970-е на Красной планете обнаружены русла высохших рек. Такие русла, как будто что-то текло, есть и на Луне, и некоторые можно обнаружить даже в бинокль или в небольшой телескоп. Но считается, что на Луне текла лава. А вот с Марсом сомнений сразу не было: вода.

На это указывал как сам характер русел, так и многие-многие признаки. Например, где текла вода, там рельеф словно потрескался. Она высыхала, и получалась такая картина. Сначала думали, что периодически на Марсе тают подземные льды. И русла не очень старые. Но теперь мы знаем, что им миллиарды лет.

Ровера приземлили специально в таком месте, где текли древние реки – в кратере Джезеро. Место выбирали с орбиты и дистанционно. Но только теперь получены доказательства, что точку посадки выбрали правильно. Доказательства собрал сам ровер.

ЗАГЛЯНУТЬ ВГЛУБЬ
На Марсе – очень неплотная, но атмосфера. Это приводит к тому, что рельеф планеты сглаживается ветрами, а все древнее засыпается песком. На Марсе случаются очень жестокие пылевые бури. Их можно видеть даже с Земли. Еще в XIX веке заметили, что, обычно довольно контрастные, иногда детали планеты словно пропадают. И уже тогда поняли, что виноваты именно пылевые бури.

Это значит, что по-настоящему древние отложения скрыты под слоем песка и наносов.

На Perseverance стоит георадар. Каждые десять метров пути ровер с помощью радара посылал вниз, под грунт, импульс. И смотрел, что отразится. Теперь сомнений нет: характер грунта под ровером говорит о том, что все это время марсоход колесил по дну высохшего озера.

Все было, как на Земле, умиляются планетологи. Гигантская река несла свои воды. Там, где проходят исследования, у реки была дельта. Кратер был полностью затоплен. Потом вода ушла. И ветра, а также перепады температуры принялись делать свою работу. Эти процессы геологи отлично знают и на Земле.

Путешествуя, ровер постоянно берет пробы грунта. Это означает, что как минимум окаменелости – палеонтологическая летопись древнего Марса – уже на борту ровера! Но тут-то и затык. Сам ровер произвести анализ не в состоянии. Он только копит образцы.

Ученые нашли доказательства жизни на Марсе: Но есть нюанс

Фото: EAST NEWS

К нему должен прилететь аппарат и забрать. Запускать его будет не НАСА, а европейцы. Хотели запустить миссию к Марсу в 2026-м, но перенесли на 2028-й. Это значит: если новых переносов не будет, грунт окажется на Земле только в 2033-м. И еще много «если», конечно.

КОЛЫБЕЛЬ ЖИЗНИ
Псевдонаучных теорий, будто именно Марс – колыбель и источник земной жизни, пруд пруди. Говорят даже, что мы – марсиане, которые спасались когда-то со своей планеты, терпевшей экологические бедствия.

Что мы реально знаем о геологическом прошлом Красной планеты? На удивление немало.

Около 4 миллиардов лет назад Марс был «планетой возможностей»: жить там было неуютно, но условия вполне себе. Планету постоянно бомбардировали метеориты. Тут и там появлялись озера и громадные реки. Только появятся, бах, метеорит. Интересное и сложное время.

Около трех миллиардов лет назад метеоритная бомбардировка почти прекратилась. Но пробудились собственные вулканы. Они изменили не менее трети поверхности планеты. Стало тепло, потому что вулканы выбросили парниковые газы. Воды стало больше. Вода бурная, все время наводнения, потопы.

Около двух миллиардов лет назад на Марсе – похолодание. Поползли ледники. А вот жидкая вода замерзла и с поверхности ушла. При этом на Марсе случаются резкие потепления, потому что потопы происходили относительно недавно. Тем не менее примерно таков, каким Марс стал два миллиарда лет назад, он и сегодня.

Из этого краткого экскурса мы видим, что Марс в самом деле как бы старше Земли. Все у него было, и все в прошлом – а у нас в самом разгаре. Но это «прошлое» - не короткие периоды, а миллиарды лет. Более чем достаточное время, чтобы развиться даже и разумной жизни!

Почему же поверхность так уныла, где, например, города? Недавно вышло исследование: если наша цивилизация погибнет, то будущие геологи вряд ли смогут обнаружить ее явные признаки в ископаемых слоях. Слои возрастом в сотни миллионов лет все перемешивают и пережимают, а в миллиарды – уничтожают. Не найдем мы древние марсианские города так просто.

Ну хотя бы ракушки! Это изменит все: мы впервые столкнемся с формами жизни, рожденными совершенно независимо от Земли. Ждать вот только очень долго.

Автор: Евгений АРСЮХИН