Учёные из Франции и России обнаружили в сибирской мерзлоте спящий гигантский вирус

Образец был найден российскими специалистами на северо-востоке Сибири в пробах грунта.

Группа ученых из Франции и России обнаружила в вечной мерзлоте в Сибири новый тип гигантского вируса, которому дали название Mollivirus sibericum. Об этом сообщило агентство Франс Пресс.

Образец был найден российскими специалистами на северо- востоке Сибири в пробах грунта. По оценке ученых, в замороженном состоянии в толще земли вирус пролежал порядка 30 тыс лет. К категории гигантских вирусов находка была отнесена в силу размеров. Mollivirus sibericum имеет длину 0,6 микрона и, в отличие от большинства обычных вирусов, может наблюдаться в простой оптический микроскоп, напоминая бактерию.

"Гигантские вирусы не являются редкостью, и притом они весьма разнообразны", - отметил один из координаторов исследования, профессор медицины университета Экс-Марсель Жан-Мишель Клаври.

Найденный вирус насчитывает более 500 генов, и несмотря на десятки тысяч лет, проведенные в вечной мерзлоте, внутри него сохранились нетронутые образцы ДНК. Исследователям удалось ненадолго оживить его, используя в качестве носителей несколько амеб. "Всего нескольких вирусных частиц, сохраняющих способность инфицировать, при наличии чувствительного организма может хватить для того, чтобы потенциально патогенный вирус вернулся к жизни", - отмечается в комментарии французского Национального центра научных исследований /CNRS/.

Как подчеркнули в CNRS, эта опасность особенно актуальна для "арктических регионов, которые представляют все больше интереса из-за минеральных ресурсов, доступ к которым и промышленная добыча облегчаются по мере изменений климата". "Если мы не будем начеку и начнем индустриализацию этих мест без необходимой предосторожности, есть риск, что однажды мы разбудим какие- нибудь вирусы вроде оспы, которую считали искорененной", - предостерег профессор Клаври.

Иван Батырев