Еще совсем недавно многие ученые отказывались даже обсуждать тему интеллекта растений на том основании, что у них нет мозга, а значит, не может быть высшей нервной деятельности. Хотя еще великий Чарльз Дарвин в книге «Способности движений у растений» писал: «Едва ли будет преувеличением сказать, что кончик корня… действует, как мозг какого-нибудь низшего животного… он собирает впечатления от органов чувств и руководит движениями».
С тех времен, когда творил крестный отец теории эволюции, многое изменилось. Наличие разума у животных - это вопрос практически решенный. В 2008 году парламент Испании признал права крупных человекообразных обезьян на жизнь и свободу. Новая Зеландия официально заявила, что все животные являются разумными существами и обладают чувствами в той же степени, что и люди. В ряде других странах не только наука, но и закон встали на сторону зверей.
Я спросил у ясеня…
А вот в вопросе о разуме растений со времен Дарвина изменилось не так много. И это объяснимо. Когда мы обсуждаем вопрос о разуме растений, неизбежно возникает чувство неловкости. Оно связано с тем, что человеку сложно допустить мысль о том, что, к примеру, дерево может думать и чувствовать. Если это, конечно, не Буратино.
И с этой точки зрения у растений два важных недостатка.
1. В отличие от нас и животных они не двигаются.
2. Не имеют нервной системы, а значит, им нечем воспринимать и анализировать информацию, полученную извне.
По поводу первого пункта исчерпывающим образом высказывался Чарльз Дарвин: людям просто не хватает терпения наблюдать за медленным движением растений. Зато неторопливость помогает выживать: в отличие от зверей растения способны восстанавливаться после потери 90 процентов массы организма.
У людей нет физических возможностей наблюдать, как растет и шагает по планете дубовый лес (дуб живет 400 - 1500 лет). У растений и животных просто разные циклы существования. Старый Тикко - так называют ель, растущую на горе Фулуфьеллет в Швеции, является одним из самых старых деревьев мира. Возраст его корневой системы - 9565 лет. На глазах Тикко прошла вся сознательная жизнь человечества. С его точки зрения это была бесконечная жалкая суета… А по второму пункту есть что возразить профессору Андре Кесслеру, который возглавляет Лабораторию поведения растений в Университете Корнелла.
Как акации антилопам отомстили
Впервые способность растений общаться между собой была открыта в 80-е годы прошлого века благодаря истории, которая приключилась в ЮАР. Зоолог Воутер ван Ховен из Университета Претории расследовал случаи массовой гибели антилоп куду. Местные фермеры разводили их в специальных загонах, но периодически животные погибали без всякой видимой причины. При этом они не болели и не были голодны, их животы были набиты листьями акации. Ван Ховен обратил внимание, что жирафы, которые обитали в этих местах, тоже питались акациями, но очень странным образом: они никогда не задерживались у одного дерева! Пощипав листья, жирафы игнорировали «угощение» на соседних акациях и уходили к деревьям, которые росли метров за 350 - 400, при этом животные всегда двигались против ветра. Во время вскрытия умерших антилоп был зафиксирован запредельный уровень танина - это ядовитое вещество, которое разрушало печень животных. А у жирафов уровень танина в организмах был в несколько раз меньше.
Зоолог обнаружил, что акации защищают себя от поедания, повышая уровень танина в листьях. Но как деревья узнают о том, что настал момент напитать листья ядом? Оказывается, акация, которую животные принялись объедать первой, предупреждает соседей о нашествии «варваров» химическим способом: когда животные едят листья, выделяется газ этанол. Как только летучее вещество улавливают другие деревья, они воспринимают это как сигнал бедствия и в течение 5 - 10 минут увеличивают содержание танина в листьях. Поэтому жирафы не объедали соседние деревья и двигались против ветра. А антилопы, лишенные свободы в своих загонах, вынуждены были объедать все акации и получали смертельные дозы яда.
Мозговой шовинизм
- Наше антропоцентрическое восприятие мира привело к формированию «мозгового шовинизма», - говорит Андре Кесслер. - Одним из таких предубеждений является представление, что разумное поведение требует централизованной нервной системы, передающей электрические сигналы с помощью нейронов. И поэтому даже не обсуждалась возможность появления форм интеллекта, основанных на других механизмах обработки информации. Но сегодня появился искусственный интеллект, и научное сообщество вынуждено было признать: системы, у которых отсутствуют нейроны и нервная система, могут проявлять признаки интеллекта.
И у Кесслера и его сотрудников есть отличный пример растения, которое изменяет свое поведение, реагируя на внешние угрозы. Это золотарник высокий - сорняк, который растет в Северной Америке, Японии, ЮАР, некоторых странах Европы и России. Только вместо нервной системы для общения с сородичами он использует систему химических сигналов.
Биологи изучали поведение золотарника в условиях самой настоящей войны, когда на растение напали личинки листоеда. Едва развернулись «боевые действия», как золотарник выдал в эфир сигнал SOS. Вернее, оповестил своих сородичей о нападении насекомых с помощью выделения летучих органических соединений (ЛОС). Сорняк был услышан! Другие золотарники, находившиеся поблизости, узнав, что соседа пожирают букашки, принялись энергичнее потреблять питательные вещества и вырабатывать специальные защитные химические соединения, которые отпугивают личинок листоеда.
- Насколько нам известно, растения могут очень остро чувствовать запахи, распознавать их может даже отдельно взятая клетка, - говорит профессор Кесслер. - Таким образом, реагируя на сигналы, которые растение получает от сородичей, оно меняет свое стандартное поведение. Что это, если не интеллект?
И такая модель поведения растений отнюдь не является сверхспособностью отдельно взятого золотарника, ее демонстрируют более 80 видов растений.
Нейросеть разумна, а 500-летнее дерево нет?
Даже если мы будем считать разумным поведение растений, это все равно другой тип интеллекта, нежели тот, который демонстрируют животные, говорит Андре Кесслер. Однако и растения и животные хорошо решают главную жизненную задачу - успешное размножение. Просто они решают ее разными способами. Любопытно, что это контрастирует с поведением и амбициями искусственного интеллекта. В его способности превзойти человеческий разум не сомневаются. Но в отличие от растений и животных ИИ не приобрел желания к «продолжению рода», его цели определяются сиюминутными человеческими желаниями. Тем не менее люди отказывают в интеллекте растениям, но видят собрата по разуму в бездушной железяке.
Ярослав КОРОБАТОВ