Телескоп ALMA получил снимок необычной звезды, похожей на глаз

Исследователи получили первые детальные снимки старой звезды U Antliae. Также оборудование комплекса телескопов ALMA позволило астрономам понять устройство «кокона», состоящего из сброшенных внешних слоев и окружающего светило.

Расположенную в созвездии Насос звезду U Antliae открыли еще в конце 1980-х. Исследователей заинтересовало то, насколько сильно менялась яркость светила в течение нескольких дней. Как оказалось, звезда является сверхгигантом — одной из самых массивных звезд, находящихся в конце своей эволюции. Массы таких объектов варьируются от 10 до 70 солнечных, а светимость — от 30 тыс. до сотен тыс. солнечных. На этапе сверхгиганта исчерпавшие запас водородного «топлива» светила стремительно расширяются, активно выбрасывая в космическое пространство вещество внешних оболочек. Это же произошло и в случае с U Antliae.

Между тем перед научным миром до сих пор стоит множество вопросов, связанных с такими звездами. Ответить на них помогли снимки, поученные ALMA (Atacama Large Millimeter Array) — комплексом радиотелескопов, расположенных в чилийской Атакаме и объединенных в один астрономический радиоинтерферометр.

Обычно наблюдения за сверхгигантами осложнены густотой огненного «савана», окружающего светила. Однако вокруг U Antliae имеется относительно тонкая и прозрачная мантия сброшенных газов. При помощи аппаратуры ALMA ученые получили трехмерную карту «пузыря», в котором находится звезда. Оказалось, что U Antliae окружает «кокон» со слоеной структурой. Тонкие и плотные слои газа разделены пустующими областями.

Это свидетельствует в пользу теории, согласно которой престарелые звезды отбрасывают внешние слои не непрерывно, а эпизодически. Один период активности может длиться несколько сотен лет. Исследование показало, что во время одного из таких промежутков времени сверхгигант может терять массу, которая эквивалента 0,3–0,5% солнечных.

Полученные в рамках исследования результаты играют чрезвычайно важную роль для понимания механизма выброса материи звездами и «засевания» Вселенной материалом, который служит «кирпичиками» для новых планет. Посвященные открытию выводы размещены на сайте Европейской южной обсерватории.

Телескоп ALMA получил снимок необычной звезды, похожей на глаз
Одна из радиоантенн, установленных на территории комплекса / ©wikipedia

Напомним, не так давно другая группа астрономов заявила о внезапном исчезновении сверхгиганта N6946-BH1. В качестве возможной причины явления ученые назвали гравитационный коллапс — превращение звезды в черную дыру. Астрономы считают, что такие неожиданные трансформации могут происходить с 30% звезд, похожих на N6946-BH1.

Источник: naked-science.ru