Странное «северное сияние» по имени Стив — не то, что мы думали

Так-так-так. «Новый тип северного сияния», обнаруженный раннее в этом году и получивший прозвище «Стив», оказался вовсе не северным сиянием. Но вполне возможно, что истина намного более интересна. Физики пришли к выводу, что Стив — это абсолютно новый небесный феномен.

Стив — похожий на завораживающие светящиеся розовые ленты в небе — встречается уже не первое десятилетие и довольно знаменит в кругах фотографов и искателей северных сияний, а вот ученые обратили на него внимание лишь в 2016 году.

NS Photography-Norman S.

Свою кличку — Стив — это явление получило от группы Искателей авроры Альберты (Alberta Aurora Chasers), и ученые сохранили его, превратив в аббревиатуру STEVE — Strong Thermal Emission Velocity Enhancement, в пер. Усиление скорости сильной термальной эмиссии.

Ранее в этом году исследователи объявили, что пурпурные и белые полосы хоть и отличаются от мерцающих зеленоватых полотен авроры, все же являются новым ее видом.

Но свет Стива отличается от света привычного нам северного сияния, поэтому команда ученых взялась разобраться в механизме образования Стива, изучив его появление в марте 2008 года.

Photo by Mikhail Proskalov

Северное сияние создается солнечным ветром, когда он взаимодействует с заряженными частицами в магнитосфере, в основном с протонами и электронами.

Эти заряженные частицы «падают дождем» в ионосферу и движутся вдоль линий магнитного поля нашей планеты к полюсам, где и являются нам в виде небесных огней, чаще всего зеленых, но порой и красных или голубых. Это сияние обладает сильным радиоизлучением.

Что нельзя сказать о Стиве.

Credit: Krista Trinder

«Наш главный вывод в том, что STEVE — не аврора», — говорит физик Бо Галлардо-Лакурт из Университета Калгари в Канаде.

Чтобы это понять, команда исследователей решила проследить за «дождем» заряженных частиц в ионосфере, они хотели проверить, происходит ли он во время Стива.

Они изучили данные о событии от 28 марта 2008 года, когда Стива снимали как с земли с помощью специальных камер для наблюдения за северным сиянием, так и с космоса. В тот день прям над Стивом находился Полярный орбитальный спутник экологического мониторинга 17 от NOAA (Национального управления океанических и атмосферных исследований). У него на борту есть техника для измерения заряженных частиц падающих в ионосферу.

И он не зарегистрировал таких частиц по время Стива. Что означает, чтомеханизм образования Стива отличается от механизма образования аврор.

Image credit: Cynthia R Salgado

«На данный момент нам известно не так уж много, — отмечает Галлардо-Лакурт. — И это круто, потому что фотографы наблюдали за [этим явлением] на протяжении десятилетий, но для ученых оно оставалось неизвестным».

Сейчас исследователи дали этому оптическому феномену имя «небесное свечение» или «skyglow» (не волнуйтесь, Стив пока что тоже в ходу). И планируют продолжить его изучение. Следующий шаг — попытаться определить влияют ли потоки быстрых ионов и горячих электронов в ионосфере на образование Стива, или его источник находится выше.

Исследование опубликовано в Geophysical Research Letters.