Спутник собрал базу из 5000 потенциальных экзопланет

С момента запуска в 2018 году скромный спутник TESS обнаружил 175 подтверждённых экзопланет (на данный момент) среди 5000 “интересных объектов”.

С 2018 года спутник НАСА для исследования транзитных экзопланет (TESS) осуществляет широкий обзор космоса. Его основная миссия – поиск экзопланет, и он превзошел все ожидания. Сейчас, на четвертом году своего существования, спутник определил своего 5000-го кандидата на экзопланету (также известного как “объект интереса TESS”, или TOI).

Этот объект, TOI-5000, представляет собой многопланетную систему с двумя кандидатами на экзопланету, парой горячих Юпитеров с периодами всего 5,5 и 15,3 дня соответственно. Такие планеты почти всегда вращаются поодиночке, так что эта система может быть редким исключением. Но прежде чем его изучать, его нужно проверить.

ТЕСС находит экзопланеты, наблюдая за ближайшими звездами на предмет кратковременных провалов в их свете. Эти транзиты предполагают, что планета проходит перед своей звездой-хозяином, но собственное периодическое затемнение звезды или прохождение двойной звезды-компаньона может создавать аналогичные сигнатуры. Вот почему, как только TOI идентифицирован, сообщество экзопланет в свою очередь обращается к данным.

Для научной команды слишком много данных, чтобы анализировать их самостоятельно, но, поскольку наблюдения публикуются как можно скорее, заинтересованным сторонам обычно приходится ждать от недели до месяца, чтобы увидеть, какие особые всплески и провалы ожидают звезды. Этот подход породил глобальные усилия, в рамках которых гражданские ученые и ученые по всему миру работают вместе, чтобы идентифицировать TOI и отсеять ложные срабатывания с определенных планет.

На этой карте неба нанесено более 5000 кандидатов на экзопланету, или объектов, представляющих интерес для TESS

Большая часть объектов в TOIs была получена от Мишель Кунимото (Массачусетский технологический институт), которая возглавляет команду быстрого поиска TESS. Она сосредоточилась на поиске планет вокруг миллионов слабых звезд, которые ТЕСС наблюдает каждый месяц. Кунимото написал алгоритм, который имитирует стандартные методы, используемые для обнаружения транзитов, частично автоматизируя процесс. Это нововведение помогло увеличить число ТОИ с 2400 до 5000 только за последний год.

“ТЕСС фокусируется в основном на ярких звездах», — говорит Кунимото. “Моя группа еще раз взглянула на более слабые звезды в исторических данных и нашла множество кандидатов. Мы также использовали этот метод для анализа поступающих данных и обнаружили, что таким образом на сектор приходится больше TOI, чем раньше”.

ТЕСС — это миссия класса «Исследователь» НАСА, построенная всего за 200 миллионов долларов (без учета затрат на запуск). Его основная миссия длилась два года, но в 2020 году НАСА продлило ее еще на два года; похоже, что в планах еще одно продление.

Дэвид Лэтэм, научный директор ТЕСС, говорит, что охотник за экзопланетами также оказался популярным среди астрофизиков, особенно в развивающейся области астеросейсмологии, которая изучает звезды по их вибрациям.

“ТЕСС смотрит на звезды, чтобы найти планеты, но данные, которые мы получаем о звездах, тоже интересны”, — добавляет Латам. ”На самом деле астрофизики опубликовали больше исследований, использующих TESS для других проектов, чем мы опубликовали для определения планет».

По состоянию на декабрь 2021 года было подтверждено 175 открытых ТЕСС планет. Теперь, когда космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST) успешно запущен и развернут, команда стремится рассмотреть их поближе.

Ученые с самого начала планировали синергию между JWST и TESS. “Мы получили всю эту базовую информацию об этих мирах, чтобы позже более продвинутые телескопы, такие как JWST, знали, где искать”, — говорит Латам. “И это очень здорово, что он наконец запущен, потому что теперь, надеюсь, мы сможем увидеть, есть ли в этих мирах атмосфера и из чего они сделаны”.

Автор: Александр Буценко