Русские Вести

Сложные отношения магии и науки


При обсуждении различных тем психологии часто возникают вопросы разграничения видов деятельности религии, искусства и науки.

Однако есть ряд вопросов связанных с разницей парадигм научного мышления и магического мышления, а так же взаимоотношений этих парадигм. В психологии присутствуют обе эти парадигмы. Разница между научной и магической парадигмами порождает внутренний конфликт психологии, который часто приводит к спорам между коллегами на форуме по типу «что первично, курица или яйцо?» Вариант разрешения этого конфликта психологии я хочу предложить в этой статье.

 
«Ученая магия» - исток современной науки

В своем становлении наука очень тесно связана с магией. Это касается и технологий древней Индии и Китая, и науки древних греков, и науки арабов, и современной науки. Современная наука начала свой путь в университетах при католических монастырях в 12 веке. До этого, в 8 – 12 веках нашей эры наука активно развивалась арабами. Ватикан покупал у арабов некоторые технологии для производства «плачущих икон» и «самовозгорающихся свечей». Кроме этого востребованными были «самодвижущиеся скульптуры» христианских святых и специальные фонари, которые по принципу диапроектора могли в задымленном пространстве проецировать образы святых.

Однако, в 12 веке Ватикан решил развивать собственные технологии. Христианские университеты были организованы по аналогии с арабскими. У арабов полностью переняли изучение трех тайных наук – алхимии (от трактата аль-Хами), астрологии и каббалы. Из светских наук (так же взятых у арабов) изучались математика, философия и медицина. Кроме этого вводились предметы по изучению богословия, иврита, греческого и латинского языков.

Эта наука тогда называлась «ученой магией» (в противовес народной магии), а монахи, которые занимались «ученой магией», назывались «учеными магами» или «магистрами».

 

Содержание исследований «ученой магии» и их вклад в современную науку.

Предметом исследований ученой магии были способы получения золота из неблагородных металлов, создание эликсира бессмертия, определение благоприятных и неблагоприятных действий по звездам и создание заклинаний для влияния на события (каббала).

На сколько успешно шли данные исследования сказать трудно, поскольку все они имели значительную секретность. Но о некоторых из них известно известно.  Вот некоторые из таких исследований.

Открытие групп крови. В средневековой европейской медицине существовал метод продления жизни путем переливания крови от молодых рабов старым людям. Однако, Папа римский Иннокентий VIII умер от этой процедуры. Ему ввели кровь трех мальчиков, (которые тоже при этом умерли).  После этого случая кровь стали перед употреблением испытывать на других рабах.

Так «методом научного тыка» было открыто наличие у человека четырех групп крови,  и их совместимость между собой.

Эта история наводит на мысль о том, что легенды о вампирах живущих вечно появились в Европе не на пустом месте.


 

Поиск «жизненного начала». Другая история средневековых исследований касается исследований «жизненного начала» в человеке.

В 1440 году в Нанте был казнен на костре маршал Бретани Жиль де Рез. Он занимался благотворительностью и брал на воспитание детей из бедных семей с обещанием родителям «вывести их в люди». По условиям договора родители не должны были интересоваться судьбой своих детей, якобы для того, чтобы не испортить им карьеру своим низким социальным положением. Дети жили в замке, их хорошо кормили и одевали, они пели в хоре. Но каждый день одного их них уводили и он больше не возвращался.

Далее история повторяет сказку «Синяя Борода». При отъезде маршала по делам его любопытная жена вместе с подругой пошли посмотреть, что находится в одной из башен замка, в которую маршал всем запрещал ходить. Там они обнаружили на столе труп мальчика. Маршал неожиданно вернулся и любопытных женщин спасла случайность – приехали братья жены маршала. Маршал был арестован. В башне было найдено несколько сотен детских скелетов и около двух сотен женских. Жиль де Рез объяснил на суде, что препарировал детей и женщин в поисках «жизненного начала» в человеке для создания эликсира бессмертия.

Независимо от того, на сколько эта история соответствует реальности (есть версия, что Жиля да Реза оклеветали) она показывает направление мысли и представления о возможных способах исследований. Именно эти способы исследований (препарирования и деструкция) позже были применены в физиологии.

Магнетизирование. Средневековый врач и алхимик Парацельс (1493 – 1541) проводил эксперименты по магнетизированию в целях исцеления души. Магнетизирование представляло собой процесс произведения пассов вдоль тела пациента различными металлами и минералами. Предполагалось, что каждый металл и минерал связан с определенными звездами и привлекает соответствующую «звездную энергию». «Звездные энергии» считались причиной зодиакальных (астрологических) различий между людьми и движущими силами их характера.


 

Метод магнетизирования в 18 веке был модифицирован Ф.А.Месмером в вариант «животного магнетизма», а в 1843 году на основе метода Месмера английский хирург Дж. Брейд создал метод гипноза.

 Здесь наверно уместно сделать замечание, что исследования связанные с переливанием крови и препарированием относились к "черной магии", а исследования связанные с магнетизированием - к "белой магии". Критерий отличия черной и белой магии - это решение задач в черной магии за счет нанесения вреда или забирания жизни у другого существа. А в белой магии задачи решаются за счет проявления личных сил мага или за счет привлечения добровольно сотрудничающих с магом природных исцеляющих сил (сил деревьев, камней, металлов, звезд и т.д.).

 

Ренессанс, раскол культуры и материализм в науке

Развитие ученой магии требовало большого уровня контроля ее практики. Практически сразу после учреждения «ученой магии» внутри церкви начали появляться тайные объединения (ордена), которые конкурировали между собой. Наиболее известные из них – Альбигойцы, Розенкрейцеры,  Тамплиеры и Ливонский орден. Для контроля за ситуацией 1215 была создана Святая инквизиция, которая занималась устранением групп представлявших конкуренцию Ватикану. Дополнительно для предотвращения бесконтрольного распространения ученой магии Ватикан решил полностью закрыть от общества практику магического мышления. Для этого под руководством инквизиции был создан проект «Возрождение». Этот проект имел центр во Флоренции (250 км от Ватикана) и его основной задачей стало формирование светской материалистической культуры. В контексте этого проекта научные исследования проводились в виде исключающем представление о духовной реальности. Хотя окончательно процесс «материализации» науки завершился только к 19 веку. Вплоть до 17 – 18 века многие ученые практиковали параллельно научные исследования с религиозными изысканиями. Например, Исаак Ньютон успешно сочетал работу в области богословия с работой в области физики.


 

Контроль за содержанием и идеологией научной деятельности был поручен Парижской академии наук, созданной в 1666 году. И к 19 веку открытая для общества часть науки практически полностью была отделена от религиозной практики.

 

Разница парадигм современной науки и магического мышления

Задача науки – создавать технологии производства. Технология – стандартизованная система действий, реализация которой при описанных условиях дает предполагаемый результат. Поэтому научный подход предполагает установление устойчивых статистически значимых связей между событиями и явлениями на основании которых может быть построена технологическая цепочка. Такой подход позволяет и контролировать производственный процесс и стандартизировать продукты производства и продавать технологии. Производственный процесс требует рациональности и дискретности мышления, предсказуемости, стандартности и стабильности деятельности.

Магическая (религиозная) практика предполагает возможность воздействия на события путем мыслительных операций и обрядовых действий при посредничестве духовных существ (богов и духов).

Магическое мышление – естественный механизм адаптации человека в сложных условиях выживания, непредсказуемых ситуациях, когда человеку не хватает личных сил и информации о происходящем. Результатом магического (религиозного) мышления и действия является чудо. Например, когда нет дождя, засуха, а люди помолились, сделали ритуал призывания дождя – и пошел дождь. Чудо в таких случаях заключается в непредсказуемости результата – сказать точно, что дождь пойдет люди не могут, но они силой мысли и искренними призывами пытаются это сделать.

 

Внутренний конфликт психологии

Психология – «наука о душе» уже по своему названию пытается «усидеть на двух стульях». Душа в исторической ретроспективе всегда была предметом деятельности религии (магического мышления). Попытка объективировать психические процессы и создать технологии лечения души практически аналогична  попытке Старухи из сказки «О Рыбаке и Рыбке» поставить Рыбку себе на службу.

Да, частично эта задача в психологии решена – есть целый ряд технологий, которые дают статистически значимые результаты. И все эти технологии построены преимущественно на материалистических теориях, опирающихся на рефлексологию. Яркий пример этого подхода – НЛП.

 Однако, эти технологии охватывают только часть задач и при попытке расширить круг решаемых задач психологам приходится выходить из материалистической парадигмы. Выход из материализма и переход в идеалистическую парадигму практически сближает психологию с магией – общим действием психологии и магии в таком случае оказывается попытка влияния мыслью на материальное событие. Яркими примерами такого подхода являются все методы предполагающие  гипноз, внушение и самовнушение.


 Так же сюда относятся методы предполагающие коллективную психику – юнгианский анализ, психосинтез, гештальттерапия, расстановки по Б.Хеллингеру, холотропный подход, транперсональный подход, экзистенциальный подход, йога, шаманская практика и др.

 

Мой вариант разрешение внутреннего конфликта психологии

Конечно, каждый психолог самостоятельно выбирает свою профессиональной позицию в соответствии со своей экзистенциальной позицией. Однако, для общего преодоления внутреннего конфликта психологии мне представляется целесообразным рассмотреть материализм в качестве варианта идеализма. Ведь материализм – тоже идея. И материалист верит в эту идею. Поэтому, с моей точки зрения, если материализм включается в качестве части идеализма – конфликт исчезает.


 

Буду благодарен читателям за отклики и размышления на эту тему. Возможно, кто-то предложит другие варианты разрешения этого внутреннего конфликта психологии.

Автор: Скляренко Виктор

Заглавное изображение: Пьетро Лонги (1701-1785)

Источник: www.b17.ru