В возрасте 16-17 лет школьники, почувствовав себя взрослыми, ещё недостаточно самостоятельны, пока ещё они зависят от родителей. Этот новый возрастной период называют ранней юностью, или «третьим миром между детством и взрослостью».
В этот период юноши и девушки задумываются над профессиональным самоопределением: нужно разобраться в собственных способностях, выбрать будущую профессию и определить возможности её получения.
Если в подростковом периоде особое значение имели сверстники, то в ранней юности больший интерес вызывают взрослые, т.к. они помогают разбираться в вопросах, связанных с будущей взрослой жизнью.
Характеристика развития ранней юности
Дети в этот период ищут своё место в нашем мире, им характерны поиски и сомнения. Одни более тревожны и напряжены, другие, полагаясь на взрослых, спокойны и уверены. Психологи утверждают, что те дети, которые прошли самостоятельно путь поисков и сомнений, в жизни более уверенны и независимы, чем те, кто прошёл этот путь легко, опираясь только на родителей.
Важное место в период ранней юности занимает общение со значимыми людьми, которые влияют на процесс самоопределения. Так как пубертатный кризис остался позади, дети восстанавливают более прочные и доверительные связи с родителями, их мнение становится важным, эмоциональная сфера общения более стабильна.
При внешней самостоятельности дети ищут защиту и поддержку в семье, в ней они чувствуют себя уверенными и защищёнными. С родителями обсуждаются вопросы о будущей профессии, проблемные ситуации, строят планы на взрослую жизнь, но всё-таки дистанция в отношениях присутствует, так как не всегда могут поделиться интимно-личностными проблемами. Поэтому общение со сверстниками для них не менее важно.
В общении с друзьями обсуждается то, что происходит сейчас, а не в перспективе – это переживаемые разочарования, личные секреты или появление первой влюблённости.
В 16-17 лет самооценка становится выше, чем в подростковом возрасте, развивается саморегуляция, следовательно, появляется контроль за проявлением эмоций и поведением, наблюдается общая стабилизация личности.
К учёбе отношение тоже меняется, они рассматривают её уже как необходимую базу для будущей профессиональной деятельности. С учителями контакты становятся более доверительными и осознанными.
Выбор будущей профессии – основная задача детей в этот период, решить её помогут родители или близкие люди. Собственного опыта у ребёнка ещё нет, и он опирается только на мнение взрослых. В подростковом возрасте ещё можно было фантазировать и считать любую профессию доступной, то сейчас эти иллюзии уходят, потому что нужно реально оценить уровень учебной подготовки, свои способности и склонности, а также материальный уровень семьи.
Старшеклассники в выборе ориентируются на престижность в обществе и материальную обеспеченность будущей профессии, лишь небольшую часть не интересует будущий заработок. Поэтому на трудовом рынке переизбыток экономистов, юристов, артистов.
В ранней юности вырабатывается мировоззрение – система ясных и устойчивых убеждений, но она ещё нестабильна. Дети пытаются ответить на мировоззренческие вопросы: «Какой Я?», «Каковы мои возможности?», «Что я значу и какое место занимаю в этом мире?». Познавая действительность, он думает о себе и требует ясных ответов, решает кем быть и каким быть.
Итак, ранняя юность – это ещё один, не менее сложный период, который проживают наши дети. Выходя из-под опеки родителей, сложности взрослой жизни (поступление в ВУЗ, будущее самостоятельное проживание в другом городе, сдача сессионных экзаменов и т.д.) преодолевать придётся самостоятельно. Если ребёнок был подготовлен к этому родителями заранее, то пройти этот путь ему будет значительно легче.
Юность – ещё один переходный период в развитии личности. Это время, когда юноши и девушки осознанно готовят себя к будущей взрослой жизни. Окончание школы, поступление в другие учебные заведения, получение профессии и поиски работы – основные задачи, которые требуется решать.
В юношеском возрастном этапе молодые люди уже ответственны за свою будущую судьбу и последующую жизнь, так как выбор необходимо принимать самостоятельно. Это окончательное самоопределение, начало взрослой жизни и утверждение себя в ней. К 17 годам в основном сформированы все психические функции и начинается стабилизация личности.
Кризис 17 лет
Кризис 17 лет протекает менее остро, чем пубертатный кризис. Дети более эмоционально стабильны, осознанно обсуждают с родителями выбор профессиональной деятельности, прислушиваются к их мнениям и советам. Но выбор будущей профессии и дальнейшая самостоятельная жизнь вызывает страхи перед будущим.
У юношей появляется страх перед вероятностью ухода в армию. Они боятся совершить ошибку при поступлении в ВУЗ, так как нарушатся выстроенные жизненные планы.
Сдача выпускных экзаменов и вступительных в другое учебное заведение – серьёзный стресс для молодого организма. Часто это заканчивается невротическими реакциями, обострением хронических заболеваний и общим ухудшением состояния здоровья. На детей ложится серьёзная эмоциональная нагрузка.
Если выпускники надеются на помощь родителей, и родители им помогают, то этот период проходит относительно спокойно. Те же, кто надеется только на себя, и родители по каким-то причинам не могут оказать помощи, несут большую нагрузку и более тревожны.
На психику детей накладывается и страх ответственности не только перед самим собой, но и перед родителями, они переживают, что не смогут оправдать их ожиданий. Кроме того, впереди новый образ жизни, новые знакомства, новые виды деятельности. Это период проб и ошибок, поиск собственного жизненного пути.
Справиться с такой нагрузкой, уменьшить напряженность и тревожность перед будущим могут родители, близкие и значимые люди.
Молодость – это начало утверждения во взрослой жизни. В этот период молодёжь осваивает выбранную профессию, определяет свою роль в общественной жизни, создаёт семью. Они полны сил и оптимизма. Молодость – это время для самореализации и осуществления выбранного жизненного плана.
Психологическая характеристика молодости
Молодость – время любви. В этот период молодые люди заключают первые браки. Они легко знакомятся, заключают брачные союзы, быстро адаптируются к совместной жизни. В этом возрасте наибольшая половая активность и женский организм более приспособлен к рождению ребёнка.
Создание семьи важно для молодых людей, потому что реализуется значимая сторона жизни человека, связанная с продолжением рода, приобретается новый общественный статус. Если отношения в молодой семье складываются удачно, то и дальнейшее общее развитие личности идёт по возрастающей.
Однако, выбор партнёра для создания семьи далеко не всегда решается успешно. К сожалению, статистика разводов в молодых семьях близка к половине. Основные причины разводов – быт и психологическая несовместимость. Кроме того, исследования показывают, что молодые люди, не создавшие семью до 28 – 30 лет, в будущем на этот шаг идут с большим трудом. Они очень требовательны к партнёру, не желают менять своих устоявшихся привычек, они привыкают жить самостоятельно, и одиночество их совершенно не пугает.
Рождение детей в семье меняет отношение молодых к самой значимости семьи. Это уже не только муж и жена, но уже отец и мать, меняется статус члена семьи, появляется повышенная ответственность за младенца и новые обязанности, меняется весь уклад семейной жизни.
Профессиональная деятельность является ведущей в общественной жизни молодых людей. Они овладевают выбранной профессией, обретают опыт и компетентность. В молодости легче развить профессиональные качества, в этот период человек максимально работоспособен. Если выбор профессии сделан верно и соответствует призванию, то вероятность подняться по карьерной лестнице весьма велика.
Проблемы молодости
Одна из главных задач молодости – создание семьи – благополучно решается не всеми. В настоящее время, утверждая себя в профессии, молодые люди не стремятся найти спутника жизни. Такая тенденция наблюдается в основном среди женщин. Считая себя материально независимыми, они не спешат создавать семью и рожать детей, а откладывают это на перспективу. В зрелом возрасте они сталкиваются с проблемой нахождения спутника жизни.
Неверно выбранная профессия создаёт массу проблем: человек не удовлетворён работой, теряется интерес, появляется желание полностью сменить род деятельности. Происходит переоценка выбора и переживания о зря потраченном времени.
Происходят изменения в представлении о своей жизни, утрачивается интерес, возникает неудовлетворённость всем происходящим. В 30 лет человек переживает кризисное состояние и решает проблему смысла жизни.
Итак, в молодости реализуются жизненные планы, определённые в юности, поэтому данный период очень важен для всей последующей жизни человека. Сама жизнь показывает, правильно ли был сделан выбор спутника жизни и профессии. Впереди молодых людей ждёт самый длительный период жизни – зрелость.
Вот что говорит о развитии и качественном изменении человека русский учёный Николай Левашов.
По материалам: Sherbakova.com — Ранняя юность (16 – 17 лет), Юность (17 – 23г.). Кризис 17 лет, Молодость (20-23 до 30 лет)