Преступление и гены. Стало известно, как они связаны в действительности

Исследование новосибирских нейробиологов и генетиков вошло в новое издание американского учебника для студентов-криминалистов Criminology: Explaining Crime and its Context, 4 июля сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Работа новосибирских ученых Елены Черепковой, Петра Меньшанова и их соавторов касается проблемы совершения жестоких преступлений. Эксперты проводили исследование на базе НГУ, Института цитологии и генетики и других институтов СО РАН. Статью с результатами их научных изысканий в 2015 году опубликовал ведущий международный журнал по криминологии Journal of Criminal Justice.

Нейробиолог кафедры физиологии НГУ Пётр Меньшанов рассказал, что исследование опровергает популярную на Западе гипотезу о том, что большинство преступлений обусловлено генами, ответственными за развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, ADHD).

Ученый считает, что у людей, совершающих тяжкие преступления, зачастую отсутствует импульсная агрессия. Такие люди сдержанны, «холодны», их действия спланированы. Они вполне могут быть воспитаны в социально-благополучных семьях.

Нельзя говорить о предрасположенности человека к преступлениям на основе его генетического анализа, медицинских показаний или гиперактивности, уверен Меньшанов. Гены лишь создают предпосылки для развития, но какой, в конечном итоге, сформируется личность, зависит, главным образом, от окружения, пояснил нейробиолог.

Новосибирские ученые утверждают, что лечить детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с помощью медицинских препаратов неправильно. Они уверены, что таблетки могут дать лишь временный эффект, гораздо важнее заняться воспитанием детей с этими нарушениями, тренировкой их внимания, развитием памяти, внимательности, самоконтроля.

Напомним, синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей в США уже в 60-х годах ХХ века начали лечить с помощью медикаментов. Поначалу такая практика была распространена только в США, но в 90-е распространилась по всему миру.

СДВГ и методы его лечения стали поводом для множества споров еще с 1970-х годов. Многие ученые, медики, учителя и родители ставят под сомнение само существование этого заболевания. Их оппоненты утверждают, что существуют генетические и физиологические причины для появления симптомов СДВГ.

Фото: Лабораторная мышь, вяжущая двойную спираль ДНК.. Артем Лапухин © ИА Красная Весна