Пение помогло детям со слуховыми аппаратами



Пение помогает улучшить слуховые способности детям со слуховыми имплантатами, сообщается в статье, опубликованной в Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Это выяснила группа финских и британских ученых, которая оценила развитие способности распознавать речь на фоне шума и изменения в высоте сигнала у детей без слуховых проблем и слабослышащих детей.

Нарушение способности различать определенные звуки (например, речь) при повышенном уровне шума наблюдается у людей в пожилом возрасте, у детей с проблемами, связанными с языковым развитием, а также у слабослышащих людей. С другой стороны, музыкальное мастерство улучшает эту способность, налаживая функциональные связи головного мозга, отвечающие за работу выборочного внимания при восприятии слуховой информации: при обработке речи на фоне шума в мозге музыкантов, к примеру, наблюдается повышенная активность участков, отвечающих за обработку слуховой информации.

До сих пор, однако, неясно, может ли помочь развитие музыкальных способностей (как пение и игра на музыкальных инструментах, так и прослушивание музыки) детям со слуховыми нарушениями. Заняться этим решили ученые под руководством Ритвы Торппы (Ritva Torppa) из Хельсинского университета. В их исследовании принял участие 21 ребенок в возрасте от 4 до 13 лет: у каждого из них был установлен слуховой имплантат на одно ухо, и каждый пользовался им минимум три года. В качестве контрольной группы в исследовании также приняли участие 22 ребенка с нормальным слухом, в остальном совпадавшие с экспериментальной группой по возрасту и когнитивному развитию (следует также уточнить, что у детей со слуховыми проблемами не наблюдалось других нарушений развития). Группу слабослышащих детей также разделили на две подгруппы в соответствии с тем, практикуют ли они любительское пение (эту информацию исследователи получили из сообщений родителей).

В исследование были включены два эксперимента. Во время первого детям зачитывали предложения из четырех слов и предлагали либо выбрать картинки, соответствующие каждому из слов, либо повторить предложение. В качестве основного измерения эффективности слуха детей ученые выбрали отношение сигнал/шум (в этом исследовании — минимальный показатель в децибелах, при котором слышащий может распознать 75 процентов сказанного). Во втором эксперименте дети прослушивали музыкальные отрывки, сыгранные на разных инструментах, с изменяющейся высотой звука; с помощью электроэнцефалограммы ученые регистрировали два вызванных потенциала: негативность рассогласования (показывает изменения в активности головного мозга при реакции на новый, отличающийся стимул) и P3a (ассоциируется с вниманием). Все измерения проводили дважды с разницей в 14-17 месяцев.

Несмотря на то, что порог распознавания речи на фоне шума для слышащих детей был ниже, во время исследования их слуховые способности развивались схожим образом со слабослышащими детьми, которые носили слуховые имплантаты: порог падал с возрастом. Примечательно, что у поющих детей со слуховыми имплантатами такой порог был значимо (p < 0,001) ниже, чем у слабослышащих детей, которые не практиковали пение. Что касается результатов анализа вызванных потенциалов при прослушивании музыкальных отрывков, то ученые выяснили, что поющие дети со слуховыми имплантатами также лучше (p = 0,004) распознают изменения высоты звука, причем эта чувствительность также была связана с тем, как хорошо они могут распознать речь на фоне шума.

Людям с нарушениями слуха зачастую сложно заниматься музыкой: играть на музыкальных инструментах или профессионально петь. Тем не менее, как отмечают ученые, любительское пение может помочь детям, носящим слуховые имплантаты, улучшить восприятие информации. Исследователи также уточняют, что из проведенной работы нельзя сделать вывод о причинно-следственной связи, однако настаивают, что музыкальные практики могут быть потенциально полезными.

То, что слуховые навыки детей из обеих групп улучшились с возрастом, указывает и на то, что, несмотря на проблемы со слухом, развитие слыбослыщащих детей происходит в похожем темпе. Это подтвердило и недавнее исследование немецких ученых, которые выяснили, что дети с кохлеарным имплантатом учат новые слова не хуже детей с нормальным слухом.

Елизавета Ивтушок

Источник: nplus1.ru





войдите VkontakteYandex

Комментарии