Тюменские исследователи показали, что большинство коренных народов, проживающих в Арктике, не желают переселяться на новые территории. Поэтому при планировании действий, затрагивающих представителей коренных народов, государства должны уделять первостепенное внимание устойчивости культуры и образа жизни этих людей, их эффективному вовлечению в процессы принятия затрагивающих их решений.
Коренные народы населяли Арктику тысячи лет. Доля коренных народов оценивается примерно в 10 процентов от общей численности населения, проживающего в арктических районах. В российской Арктике проживает более 47 групп коренных народов. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Арктической зоне Российской Федерации, а именно с запада на восток проживает 18 коренных народов: саамы, вепсы, ненцы, ханты, манси, селькупы, энцы, нганасаны, кеты, долганы, эвенки, эвены (ламуты), юкагиры, кереки, коряки, чуванцы, чукчи, эскимосы, общей численностью 197835 человек.
Статья «Обоснование политических решений о переселении коренных общин в российской Арктике» экономистов ФЭИ ТюмГУ Елены Гладун, Анастасии Лёвкиной, Геннадия Деттер, Константина Филант вышла в сборнике «Арктика в пространстве знаний». В ней говорится, что коренные народы Севера — это носители ценных и уникальных знаний об Арктике, они обладают традиционными ценностями, культурой и навыками. Широко признается значение коренных народов, их традиционных знаний и навыков для устойчивого развития Арктики, сохранения жизненно важных биологических и природных ресурсов.
Коренные народы во всем мире пользуются защищенными особыми правами не только потому, что это обеспечивает безопасность для исторически эксплуатируемых групп, но и потому, что эти люди помогают в глобальной борьбе с изменением климата и утратой биоразнообразия. С другой стороны, Арктика является одним из основных богатых ресурсами регионов планеты, и добыча полезных ископаемых растет во всех арктических странах. Придавая приоритетное значение промышленному освоению Арктики, государства должны осознавать, что это — прежде всего дом и ареал жизни, экономического и культурного благополучия коренных народов, проживающих здесь очень давно.
Промышленное развитие, крупные инфраструктурные проекты, в том числе увеличение количества поселенцев на этих землях, сокращение местной флоры и фауны, загрязнение воды, почвы и воздуха и деградация ценных земель могут иметь серьезные негативные последствия для коренных народов и их обществ. Это часто приводит к повышенному риску возникновения проблем со здоровьем у этих людей, а также к утрате или повреждению охотничьих угодий, рыболовства, биоразнообразия, лекарственных растений и мест религиозного поклонения.
Столкнувшись с различными изменениями, связанными с изменением климата, социально-экономическими проблемами, коренные народы почувствовали необходимость защитить свою культуру и традиционный образ жизни. В своих усилиях по обеспечению устойчивости коренные народы поддерживаются мировым сообществом, издающим ряд международных деклараций и конвенций, а также национальной политикой, законами и правительственными программами.
Во многих случаях такая поддержка подразумевает процессы переселения. Но вызванное развитием переселение или перемещение по другим основаниям часто наносит предсказуемый непоправимый ущерб культуре и традиционной жизни коренных народов, чья традиционная, экономическая и социальная практика основана на земле, с которой они были перемещены.
Перемещение часто приводит к распаду местных культур, ослаблению общественных институтов и социальных сетей, а также к рассеянию родственных групп. Кроме того, условия новых мест часто сопровождаются культурным разрушением или ставят под угрозу физическое выживание переселенного населения.
Поэтому тюменские исследователи поставили задачу описать обоснование и основания для принудительного переселения коренных общин на примере Ямальского региона (Россия). Исследовательский вопрос, сформулированный авторами, состоит в том, могут ли быть оправданы принудительные переселения коренного населения Арктики.
Ученые провели опрос в 17 населенных пунктах Ямала с участием 176 респондентов. Референтную группу составили коренные народы, проживающие в малых селах Шурышкарского района. Задавались вопросы о месте жительства, роде занятий, составе семьи, качестве жилья и инфраструктуры, доступности медицинских и образовательных услуг.
Респондентов спрашивали об их готовности остаться или покинуть свои населенные пункты; о предпочтительных местах назначения, причинах переезда или пребывания. Были заданы вопросы о возможной государственной поддержке, такой как предоставление нового жилья, помощь в трудоустройстве. С помощью герменевтического анализа проанализированы культурные феномены, оставшиеся неизменными в период индустриального освоения и сохранившие унаследованные ценности коренных народов Севера.
Главный результат исследования заключается в том, что в России жизненно важные решения, связанные с благополучием коренных народов, оправдываются в контексте политики патернализма, а глобальная повестка превратилась в постколониальный дискурс. В статье доказывается, что в развивающихся арктических обществах все политические решения должны быть тщательно сбалансированы с учетом культурных особенностей коренных народов и консолидированной политической и экономической повестки, когда эти народы настроены на необратимые изменения, вынуждающие их ассимилироваться к новым социально-экономическим укладам.
Ключевой вопрос в исследовании заключался в том, планируют ли респонденты возвращаться в свое сообщество хотя бы время от времени. Положительно ответили 166 человек из 176 (94 процентов). Это свидетельствует о политических и социальных рисках недовольства населения в случае переселения сел.
Ученые делают вывод, что при планировании действий, затрагивающих представителей коренных народов, государства должны уделять первостепенное внимание устойчивости культуры и образа жизни коренных народов, эффективному вовлечению представителей коренных народов в процессы принятия затрагивающих их решений.
В целом все арктические государства должны стремиться к тому, чтобы экономические интересы промышленного освоения арктических территорий не имели приоритета над интересами коренных малочисленных народов, желающих сохранить свои территории традиционного образа жизни и использовать арктические земли и ресурсы для их устойчивого развития.
Существующее национальное и международное право может защищать и укреплять традиционные ценности и знания, способствуя глобальным усилиям по устойчивому развитию, видению будущего и благополучия коренных общин в Арктике.