Новые исследования по онкологии

Химики СКФУ во главе с профессором Александром Аксеновым предложили новый метод синтеза производных органических веществ, производных хинолина.

Последние ранее показали высокую эффективность при борьбе с нейробластомой – злокачественной опухолью нервной системы. Подобные соединения искусственно запускали процесс самоуничтожения пораженной раком клетки.

Как пояснили ученые, такие вещества являются в настоящее время наиболее востребованными в химиотерапии рака. Они воздействуют непосредственно на пораженные клетки и не затрагивают соседние, здоровые, что позволяет свести к минимуму побочные эффекты от лечения.

Синтезированные ранее химикам СКФУ соединения подтвердили подобное действие во время биологических испытаний на раковых клетках. Самоуничтожение последних наблюдалось при нейробластоме – злокачественной опухоли нервной системы (она стоит на первом месте по причине смерти от раковых заболеваний среди детей). Получить соединение удалось благодаря уникальной методологии активации алифатических нитросоединений полифосфорной кислотой, которая впервые была реализована в именной реакции профессора Александра Аксенова. Ученый решил расширить применение своего оригинального подхода для получения аналогов этих веществ, которые потенциально могут оказаться еще более эффективными в борьбе с нейробластомой и другими заболеваниями.

– Созданный нами метод является эффективным и универсальным, – рассказал декан химико-фармацевтического факультета СКФУ, руководитель проекта Александр Аксенов. – Он позволяет создавать новые, неизвестные ранее соединения с разными структурами. В этот раз мы решили соединить в одной молекуле сразу два гетероцикла (триазольную и оксадизольную группировки), дополняющие друг друга. Это удалость благодаря запуску каскадной реакции типа «one pot», когда все реагенты смешиваются один раз, а дальнейшие процессы проходят без дополнительного вмешательства и перезапуска реактора.

Это не единственное достоинство метода. Он позволяет быстро получить неизвестные ранее соединения с высоким выходом последних. К тому же, для их синтеза используются коммерчески доступные субстраты. Если в будущем соединение войдет в состав нового противоракового лекарства, стоить оно будет недорого.

В настоящее время учеными получено несколько тысяч новых соединений. В ближайшее время коллеги из Техасского университета проверят их биологическую активность на раковых клетках. Вещества также потенциально могут обладать противовоспалительным, противовирусным, противомикробным действиями и другими. Тем временем ученые СКФУ продолжат поиск новых соединений. Работа научного коллектива поддержана Российским фондом фундаментальных исследований (грант № 20–33–90026) и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (грант № 0795–2020–0031).

Результаты исследования представлены в научной статье, опубликованной в специальном выпуске, посвященном химии нитросоединений, научного журнала «Molecules».

Дмитрий Степнов