Научный совет Японии рекомендовал правительству еще раз подумать о решении строить у себя Международный линейный коллайдер (ILC) и не поддержал размещение установки в стране. Перевод решения совета опубликован на сайте проекта.
ILC — это проект строительства международного электрон-позитронного линейного коллайдера с энергией от 500 до 1000 ГэВ. На строительство коллайдера ранее претендовали Европа и США, с 2013 года разработка проекта ведется с учетом планов по размещению в японской префектуре Ивате.
«Исходя из доступной сейчас информации о состоянии проекта и его подготовке, Научный совет Японии не может достичь консенсуса о поддержке размещения проекта ILC с энергией пучка в 250 гигаэлектронвольт в Японии. Комитет совета считает, что правительство должно с осторожностью подойти к решению о размещении ILC в стране», — говорится в решении совета.
В документе отмечается, что ILC значительно дороже всех предыдущих проектов, которые рассматривал совет, и для такой масштабной инициативы нужна широкая ее поддержка в академическом сообществе. Кроме того, совет не увидел значимых дополнительных технологических и экономических выгод от строительства установки в Японии и подчеркнул, что пока не видит четких договоренностей о необходимости «беспрецедентно сильной международной кооперации» при разделе расходов на ILC между странами.
Заместитель директора Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ, научный координатор по сотрудничеству с ЦЕРН при Миннауки Виктор Саврин пояснил N+1, что речи о полном отказе от проекта строительства линейного коллайдера пока нет. «Он пока в подвешенном состоянии, нет хозяина, который бы его принял. [Япония] была в лидерах, но сейчас, видимо, ситуация изменилась», — сказал Саврин.
По его словам, ситуация с финансированием фундаментальной науки во всех странах «более-менее одна — это уменьшение расходов». «Когда строили БАК, ситуация была получше», — добавил ученый.
Он также отметил, что при планируемых энергиях ILC наверняка принес бы интересные научные результаты и, в частности, помог бы более детально изучить бозон Хиггса, открытый на Большом адронном коллайдере. «Линейный коллайдер в отличие от кольцевых дает более экспериментально чистый способ наблюдения разных явлений, там нет колоссального фона, который образуется, когда сталкиваются протоны [в кольцевом коллайдере]— там такая каша получается, что выделить сигнал чистый очень сложно», — сказал Саврин.
Большой адронный коллайдер, тем временем, остановился на два года: ученые и инженеры будут заниматься модернизацией и ремонтом ускорителя, чтобы увеличить его светимость примерно в два раза и сделать шаг к превращению его в Большой адронный коллайдер высокой светимости (High Luminosity LHC, HL-LHC).
Ольга Добровидова
Фото: ILC