На поверхности Цереры впервые обнаружены изменения

Единственная карликовая планета во внутренней Солнечной системе оказалась динамическим телом, которое продолжает развиваться и меняться.

Космический корабль НАСА Dawn (с англ. «Рассвет»), наблюдающий за Церерой, обнаружил во многих местах планеты водяной лед, в частности обилие льда на северной стенке кратера Джулинг, достигающего 20 км в диаметре. Наблюдения с апреля по октябрь 2016 года показывают увеличение количества льда на стенке кратера.

«Это первое прямое наблюдение изменений на поверхности Цереры», — сказала Андреа Рапони из Института астрофизики и планетарной науки в Риме.

Рапони возглавила новое исследование, в котором были обнаружены изменения количества льда на карликовой планете. По ее словам, сочетание Цереры, приближающейся к Солнцу на ее орбите, наряду с сезонными изменениями, вызывает выброс водяного пара из подповерхностного слоя, который затем конденсируется на стенке холодного кратера, что приводит к увеличению количества открытого льда. Потепление может также вызвать оползни на стенах кратера, которые обнажат свежие ледяные пятна.

Объединяющая химические, геологические и геофизические наблюдения, миссия Dawn обеспечивает полный обзор Цереры. Предыдущие данные показали, что планета имеет кору толщиной около 40 км, а также богата водой, солями и, возможно, органическими веществами.

Исследование под руководством Джакомо Карроццо из Института астрофизики и планетарной науки выявило 12 участков, богатых карбонатом натрия, и подробно рассмотрело несколько областей в несколько квадратных миль, которые показывают, где присутствует вода в составе карбонатной структуры. Гидратированный карбонат, обнаруженный на поверхности Цереры, ранее никогда не наблюдался на других планетарных телах помимо Земли. Это дает новую информацию о химической эволюции карликовой планеты.

Водяной лед на поверхности Цереры неустойчив в течение длительных периодов времени, если не скрыт в тени, как в случае с кратером Джулинг. Аналогичным образом гидратированный карбонат обезвоживается, только в течение более длительного периода времени в несколько миллионов лет.

«Это означает, что участки, богатые гидратированными карбонатами, были открыты из-за недавней активности на поверхности», — заключил Карроццо.

Большое разнообразие материала, льда и карбонатов, подверженных воздействию ударов, оползней и криовулканизма, предполагает, что кора Цереры неравномерна по составу. Эти неоднородности были получены либо во время замерзания первоначального океана, который образовывал кору, либо позже вследствие крупных столкновений или криовулканизма.

Согласно выводам ученых, изменения в количестве водяного льда в течение коротких временных промежутков, а также присутствие гидратированных карбонатов натрия являются еще одним свидетельством того, что Церера представляет собой геологически и химически активное тело.

Исследование опубликовано в Science Advances.

Источник: www.gismeteo.ru