На Марсе нашли побережье древнего океана

Неподалеку от марсианского кратера Гейла идентифицированы следы, оставленные потоками воды. Несколько миллиардов лет назад там существовала густая сеть рек, впадавших в древний океан.

Элизий — один из самых обширных вулканических районов Марса. На его юге расположен кратер Гейла, где уже десять лет продолжает работу марсоход Curiosity. А примерно в тысяче километров к востоку от кратера, зажатая между двумя вытянутыми нагорьями, находится низина Aeolis Dorsa. Американские геологи реконструировали ее древнюю топографию, подтвердив, что некогда там проходила береговая линия океана. Их статья опубликована в The Journal of Geophysical Research: Planets.

С каждым годом появляется все больше сведений, подтверждающих, что в прошлом, в нойский период своей геологической истории — 3,5-4 миллиарда лет назад, — Марс был достаточно влажной планетой. Не так давно ученые насчитали остатки сотен озер того далекого времени. Теперь же геологи из Университета штата Пенсильвания обратились к данным топографии и минералогии области Aeolis Dorsa. Они показали, что низины северного полушария Красной планеты омывал обширный океан, а в Aeolis Dorsa накопились многометровые слои осадочных отложений.

Сверху: район Элизий на карте Марса. Внизу: кратер Гейла и Aeolis Dorsa на карте Элизия / ©USGS

Авторы работы — Бенджамин Карденас (Benjamin Cardenas) и Майкл Лэмб (Michael Lamb) — проанализировали данные орбитальных наблюдений, обнаружив на них более 6500 километров остатков речных русел. Их удалось сгруппировать в 20 отдельных систем, которые, по-видимому, относились к разным дельтам рек, ветвившихся и впадавших в северный океан Красной планеты. По словам геологов, это самая густая сеть древних рек, когда-либо найденная на Марсе. Толщина осадочных отложений там может достигать 900 метров.

Все это делает область Aeolis Dorsa крайне перспективной с точки зрения поиска остатков возможной жизни на ранней Красной планете.

«Мы всегда искали воду, следы жизни. И это самые значительные свидетельства на данный момент, — говорит Бенджамин Карденас. — Это был огромный водоем, питавшийся осадками, которые переносились с нагорий, возможно, вместе с питательными веществами. А если на древнем Марсе существовали приливы и отливы, они то поднимали, то опускали уровень воды. Это именно то место, где могла появиться древняя марсианская жизнь».

Сергей Васильев