Научный прогресс позволил родителям не только выбирать заранее пол будущего ребёнка, но и закладывать в него заданные склонности, например, к спорту или математике.
Однако в апреле поступили первые тревожные сигналы. Китайские исследователи сообщили об опытах над 85 повреждёнными эмбрионами человека. Они удалили ген, отвечающий за опасное заболевание крови, и заменили на здоровый.
Но опыт не увенчался успехом. В большинстве случаев гены вообще не были изменены. А в тех немногих случаях, где это удалось, возникали другие проблемы.
Даже если у исследователей не стояло в планах создание живого ребёнка, их работа в очередной подняла вопрос, как скоро наука сможет «конструировать младенцев». И насколько такие действия можно считать этичными?
«Наука развивается очень быстро, поэтому обществу необходимо задуматься над своим дальнейшим поведением», — говорит Питер Шэттнер, учёный и автор книги «Секс, любовь и ДНК: как молекулярная биология учит нас быть людьми». — Аборт на протяжении многих лет является сложной и спорной проблемой, а с появлением возможности заглянуть в будущее ребёнка через ДНК эмбриона количество вопросов этического и морального характера увеличится».
- Благодаря научному прогрессу родители смогут выбрать заранее не только пол малыша, но и склонности в дальнейшей жизни, например, к спорту или математике.
И тогда вопросы вроде «а должны ли они?» станут всё более актуальными. Шэттнер говорит, что необходимы несколько сценариев развития событий, с которыми в будущем столкнётся человечество. Вот некоторые из них.
1. Стоимость ДНК-тестирования понижается. В результате у новорождённых выявляют большое количество наследственных заболеваний. В 1995 году могли обнаружить пять подобных заболеваний. Десять лет спустя уже многие государства путём тестирования выявляли более 24 заболеваний.
В ближайшем будущем полное генное секвенирование ДНК (метод для описания генов заболевания у индивидуальных пациентов) станет дешевле, чем индивидуальный генетический тест.
Но что будут делать с этими данными? Нужно ли знать родителям о каждой потенциальной угрозе здоровью ребёнка, с которой он может столкнуться в будущем? «Вам также необходимо подумать и о том, захотят ли дети, входя во взрослую жизнь, знать о своём генетическом составе», — говорит Шэттнер.
2. Пренетальная (дородовая) ДНК диагностика уже позволяет распознать у нерождённого ребёнка синдром Дауна или болезнь Тея-Сакса (заболевание, поражающее центральную нервную систему). Но способность чтения ДНК повышается, и в скором времени родители смогут знать и то, страдает ли их будущий ребёнок нарушением слуха или умственной отсталостью. Но что будут делать с подобной информацией родители и общество?
3. С помощью УЗИ на 12-й или 13-й неделях беременности можно узнать пол ребёнка. Однако с помощью ДНК определить пол эмбриона можно будет намного раньше — на седьмой неделе беременности. Но и это ещё не предел для тех родителей, которые заранее хотят выбрать пол своего будущего ребёнка.
Сочетая пренетальный генетический тест и экстракорпоральное (искусственное) оплодотворение, в скором времени станет возможным смоделировать ребёнка. «Для некоторых родителей соблазн поиграть в Бога, и самому выбрать на основе различных немедицинских соображений, какими будут их будущие дети, станет очень заманчив, — заявляет Шэттнер. — а последствия такого выбора могут быть чрезвычайно тревожными».
Он также говорит, что общество само должно осознавать последствия, так как наука неспособна дать ответы на все вопросы.
«Наука может ответить только на вопрос „что это?“, — добавляет Шэттнер. — Но на вопросы о том, должны или не должны существовать моральные или этические нормы, наука никогда не даст нам ответа».
«Но, глубже разбираясь в том, как устроен мир, мы улучшаем своё положение. Поэтому сами можем принимать общественные и личные решения, исходя из своих собственных понятий морали и нравственности».
Питер Шэттнер — учёный, преподаватель и писатель с 30-летним стажем исследовательских экспериментов в области молекулярной биологии, генетики, биомедицинских приборов и физики. Он является лауреатом Премии в области технических инноваций от Американского института ультразвука в медицине.
Получил докторскую степень от Массачусетского института технологии имени Нобелевского лауреата Стивена Вайнберга, проводил исследования и преподавал в Университете штата Калифорния и Стэнфордском университете. Автор бессчётного количества научных статей и очерков, а также учебника «Геномы, браузеры и базы данных».
Его последняя работа, книга «Секс, любовь и ДНК: как молекулярная биология учит нас быть людьми» — его первая книга, предназначенная не для учёных, а для обычных людей.