Люди не равны: интеллект зависит от генов

Издание Scientific American на днях опубликовало сообщение Роберта Пломина, который занимает должность заместителя директора центра психиатрии в лондонском Кингс-колледже. Ученый подтвердил, в настоящее время зависимость интеллекта человека от его генов является общепринятой в научном сообществе. Приведем развернутый вариант его заметки.

Больше ста лет ученые пытались разобраться, чем определяются интеллектуальные способности человека, и, похоже, ответ найден: различия в умственных способностях людей — результат их генетических различий.

Конечно, такой вывод требует уточнения. Речь идет о средних показателях для всего человечества — при сравнении пары конкретных людей причины их интеллектуального неравенства могут быть иными. Нередко, например, человек не может реализовать заложенный генами потенциал из-за перенесенной в детстве болезни.

Говоря о генах, мы имеем в виду качества, передаваемые от одного поколения к другому посредством ДНК. Однако при этом следует учитывать, что из трех миллиардов пар оснований ДНК лишь 15 миллионов (0,5%) определяют нашу индивидуальность — все остальное является общим для всех homo sapiens. При оценке умственных способностей важно также правильно выбрать мерило — некоторые, например, считают интеллектом знания и умения, полученные в школе. Определяя чей-либо интеллект, более целесообразно учитывать общие когнитивные способности, которые можно измерить посредством широкого набора тестов.

Конечно, гены вносят весомый вклад в развитие личности, но есть и другие немаловажные факторы. В настоящее время ученые уверены, что половина различий между людьми имеют природу, отличную от генетической. Это подтверждается многочисленными исследованиями близнецов, выросших в разных семьях.

В настоящее время усилия ученых сфокусированы на поиске генов, влияющих на наш интеллект. По последним данным, тысячи участков генома связаны с соответствующими качествами.

Недавно были опубликованы интересные исследования, показывающие, что влияние генов на интеллект с возрастом человека усиливается. В младенческом возрасте генетика на 20% определяет наши когнитивные способности, в детстве — на 40%, а в зрелости — на 60%. По всей видимости, такая зависимость объясняется тем, что с течением жизни человек находит область деятельности, в которой его генетические преимущества находят максимальную реализацию.

Возможность предсказывать интеллект по ДНК может оказаться весьма полезной. Когда-нибудь ученые смогут детально объяснить механизм, связывающий наши гены, интеллект и мозг. Мы найдем способы предотвращать редкие генетические нарушения, вызывающие заболевания, которые приводят к умственной отсталости, например, синдром Дауна.

Источник: hi-news.ru

Array ( [thread] => resource-7820 [name] => [email] => [captcha] => Введите сумму 7 + 2 ) Array ( [total] => 15 [comments] => [subscribed] => )
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.