Русские Вести

Феноменальная память


Однажды к психологу Александру Романовичу Лурии пришел молодой журналист. Он обратился к нему по инициативе редактора газеты, для которой писал. Дело в том, что по утрам редактор раздавал поручения сотрудникам отдела: список мест, куда они должны пойти, что именно узнать. Перечень дел был достаточно длинным, а один из его подчиненных ничего не записывал. Редактор был готов сделать ему выговор, но, как оказалось, тот с точностью повторил все задания и удивился, что это могут сделать немногие. А.Р. Лурия стал изучать способности молодого журналиста и описал их в книге «Маленькая книжка о большой памяти». Позднее стало известно, что журналист, указанный в книге под инициалом «Ш.», — не кто иной, как обладатель феноменальной памяти Соломон Вениаминович Шерешевский.

Память — один из познавательных процессов, к которым также относятся ощущение, мышление и восприятие. Благодаря ему мы помним пароли от своих банковских карт, дорогу до дома, добрые глаза наших друзей и первых учителей, песню, под которую впервые танцевали вальс, победы и поражения. Но, как оказалось, возможности памяти некоторых людей намного больше, чем у других. Так, С.В. Шерешевский мог безошибочно воспроизвести только что услышанный ряд никак не связанных слов, букв или чисел как в том порядке, в котором они были произнесены, так и в обратном. Удивительно, но он мог вспомнить их даже спустя несколько лет. Тогда он припоминал, что это был за день и в каком костюме был психолог А.Р. Лурия, продиктовавший ему эти строки.

«Память человека начинает развиваться с самого детства, в особенности в школьные годы, а далее она продолжает свое развитие на протяжении жизни в зависимости от частоты и условий использования. Так, есть особенности памяти, связанные с профессиональной деятельностью. Например, чем дольше человек работает таксистом, тем лучше помнит маршруты, карты, названия улиц. Память врача, как правило, больше ориентирована на то, чтобы соотнести симптомы с возможными диагнозами, на запоминание новых лекарств», — говорит кандидат психологических наук Людмила Михайловна Лучшева.

А. Лурия. Источник изображения: psychosearch.ru 

При этом память — не сосуд, который может переполниться. «Психика человека обладает мощными защитными механизмами: если она "перегружена", то может хуже воспринимать поступающую информацию, человеку становится сложнее запоминать. От ненужного "информационного шума" нас хорошо защищает сон. Благодаря ему наша психика очищается от ненужной информации и помогает в дальнейшем сконцентрироваться на более важных деталях. Поэтому человеку так необходим отдых», — объясняет наша собеседница. Но память С.В. Шерешевского отличалась от среднестатистического примера памяти.

Феноменальную память С.В. Шерешевского многие посчитают великим даром, сам же он считал ее скорее личной трагедией. Ему легко давалось запоминание бессмысленных фраз, он мог процитировать услышанные от экспериментатора строки известных произведений, не зная итальянского и латыни. Память С.В. Шерешевского была построена на спонтанных синестетических ассоциациях: слова были для него сочетанием не просто букв, но и зрительных образов, осязательных и вкусовых ощущений. Чтобы не перебивать аппетит, он старался не читать во время еды. Помимо этого, оказалось, что память С.В. Шерешевского не имеет ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания информации в памяти. Поэтому он страдал от того, что навсегда запоминал то огромное количество информации, которое однажды попадало в его разум и мозг. Чтобы это забыть, он даже стал разрабатывать специальные техники.

С. Рахманинов у рояля. Источник изображения: senar.ru 

Хотя изучением памяти психологи занимаются многие годы, все возможности и ограничения этого познавательного процесса остаются малоизученными. Помимо С.В. Шерешевского феноменальной памятью обладали выдающиеся композиторы С.В. Рахманинов и В.А. Моцарт, шахматист А.А. Алехин, изобретатель Никола Тесла и др. В связи с особенностями их памяти они не раз ставили своих собеседников в неловкое положение. Так, при знакомстве Алехин мог вспомнить, что ранее видел своего собеседника, когда тот несколько месяцев назад покупал лекарство для своей шестилетней дочери Анны по рецепту врача Заседателева, или что видел нового знакомого, когда тот разговаривал с кем-то, у кого был бумажник из крокодиловой кожи. А когда к учителю С.В. Рахманинова пришел А.К. Глазунов и представил первую часть своей новой симфонии, которую до этого никому не показывал, С.В. Рахманинов вышел из соседней комнаты и сыграл это же произведение, в шутку выдав за свое. Благодаря этим примерам мы все больше понимаем, как на самом деле недооцениваем свои возможности и как много еще предстоит выяснить психологам о человеческой природе.

Автор: Анастасия Ибрагимова

Заглавное фото: panoramapro.ru

Источник: scientificrussia.ru