Русские Вести

Дар ведьмы


В семье моих родителей, как и во многих, невероятным образом сосуществовал здоровый советский атеизм, записки "за здравие" в ближайшую церковь и блюдце с молочком под печкой, для Хозяина. На фоне этой мешанины остались довольно смутные воспоминания о соседке: ее лица я практически не помню, но вот бусы из крупного янтаря и пронзительный голос в памяти до сих пор. Среди местных ходил слух, что баба Паша что-то "знает". Я была еще совсем маленькой, когда она умерла, и разговоры, которые впоследствии велись дома на кухне, стали относительно понятны только спустя несколько лет: мама рассказывала отцу, что соседка несколько дней не могла умереть, и все пыталась дотронуться до кого-то из приходящих с ней проститься. Как это — не могла? Когда человеческой жизни наступает срок оборваться, разве может что-то этому воспрепятствовать? Говорят, что может, поэтому в отношении некоторых людей, "знающих", даже самые близкие люди в конце их срока отказываются не только брать что-то из рук умирающего, но и даже прикасаться опасаются. Почему? Народные поверья часто несут в себе информацию, которая может показаться полнейшим абсурдом, но ведь не на пустом же месте они появились? Я склонна верить, что подобные "факты" формируются на основании многовековых наблюдений, по итогу которых в совпадения верить все сложнее. Давайте попробуем разобраться.

Суть этого поверья в том, что ведьма, которая не передала преемнику свой дар, умирать будет очень долго и очень мучительно. Казалось бы — что сложного в том, чтобы коснуться человека и, тем самым, освободить себя от этой ноши? Но нет, если бы все было так просто. Вручить "подарок" ведьма может только когда сама уже находится на смертном одре — именно тогда возможна передача дара, поэтому-то в обычное время к ведьмам не так опасались прикасаться, как в момент их тяжелой болезни и приближающейся смерти, так как существовал риск получить то, от чего потом не избавиться. Душа будет как бы привязана к телу невидимыми путами, которые даже самой Смерти разорвать весьма проблематично.

На моей памяти такое происходило дважды. В первом случае женщина успела "передать" свои способности преемнику, а во втором родственникам пришлось решать проблему дедовским способом. Уверена, что многие о нем слышали: согласно поверью, когда в доме умирает колдун или ведьма, то нужно разобрать угол крыши и часть потолка прямо над постелью умирающего: дескать, именно тогда душа сможет освободиться и попасть... ну, сомневаюсь, что поговорка "отдать Богу душу" здесь сработает. Если и отдать — то явно не ему. И, когда дом подготовлен подобным образом, в сопровождении непонятного шума и звуков, похожих на вой, умирающий наконец оставляет этот мир.

XXI век, скажете вы? А как же несколько десятков тысяч (хорошо, если счет не идет на сотни и миллионы) белых, черных, серых и прочих ведьм и колдунов с множеством дипломов непонятного образца, рекламой которых пестрит бульварная пресса? Как же все те экстрасенсы и ясновидящие, яснослышащие и прочая экзотическая братия? Да, 95% из них — несомненные шарлатаны, выбравшие очень удачную нишу для заработка, так как обращение к колдуну или шаману нынче считается модным (XXI век, я помню). Однако уверена: оставшиеся 5% действительно обладают даром, не исключено, что преемственным, может быть даже принятым от родственника — прямо как в рекламе подобных услуг, "редкий семейный дар". Они сумели обуздать эти способности и направить их силу в нужное русло. Но даже если так — получается, что для того, чтобы стать "выпускником Хогвартса", вовсе не нужно долго и упорно трудиться, посвящая все силы и время духовным практикам? Достаточно забрать какую-нибудь безделушку у умирающей ведьмы, и вуаля, ты уже волшебник Изумрудного Города? Может, и так, но есть еще одна народная мудрость — бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Чем же тогда придется пожертвовать ради получения таких способностей?

Природа дара

Всем известно, что Церковь никогда не чествовала разного рода знахарей, всячески клеймя их позором. И если сейчас отношение священнослужителей стало более лояльным, а население откровенно не обращает внимания на мнение последних, то полтора-два века назад селяне и камнями за подозрение в занятии ведьмовством могли побить (вспомните "Олесю" Куприна). На церковные службы ходить им никто не запрещал, конечно же, но и не рекомендовал. На этом фоне особенно примечательно то, что большинство знахарей даже сейчас считаются людьми верующими, посещают службы, почитают святых. В их домах множество икон и христианской атрибутики, и, между прочим, некоторые знахари даже отказываются принимать "пациента", если он не крещен: дескать, ничем помочь не могу, приходите после того, как покреститесь. При таком раскладе Церковь их на пол-ставки брать должна, ведь они исцеляют молитвами, и если на то будет Божья воля. Однако священники не торопятся раскрывать объятия ближним, и заученно твердят: сие грех великий, бесовщина. Диссонанс, однако, особенно если учесть факт, что и в церковной "вотчине" есть свои, так сказать, экстрасенсы и целители.

Называют их по-другому, но сути (по крайней мере той, что доступна простым смертным) это не меняет: отшельники и подвижники, старцы, юродивые наконец, да и среди самих священнослужителей много таких, которые способны оказать благотворное влияние на здоровье и моральное состояние того, кто обратится к ним за помощью. Диссонанс, дубль второй: почему в одном случае целительство при помощи молитв и обращения за помощью к Богу приветствуется, а во втором — приравнивается к сущей дьявольщине?

Существует мнение, что способности, благодаря которым человек может исцелять других, или видеть будущее, заложены в каждом из нас с рождения, но для их пробуждения нужно долго и упорно трудиться — о духовных практиках я упоминала выше. Причем подобное существует во всех религиях мира: следуя постулатам этих практик, человек постепенно обретет просветление и мудрость, и, в качестве "бонуса" — тот самый дар. То есть сначала — мудрость, а уже потом — сила. Если расширение возможностей человека будет идти рука об руку с его духовным становлением, то мир будет застрахован от появления всесильного психопата, не умеющего совладать со своими честолюбивыми желаниями и корыстными планами. Может, в этом и заключается разгадка? Христианские подвижники, причисленные к рангу святых, десятки лет отводили духовному и физическому труду, укрощая свои желания и приобщаясь к чистому и светлому, тогда как "дар" человек получает сейчас и сразу, не будучи к нему готовым. Одним — награда за труд, а другим — ...? Одним — от Бога, а другим, получается, от его вечного оппонента? Если так, то Церковь права, и цена за "ум нахаляву" будет весьма высокой.

Незримые соседи

Прогресс не стоит на месте — люблю эту фразу. Физика, в том числе теоретическая — тоже. Среднестатистическому человеческому разуму вряд ли под силу суметь принять этот мир во всем его многообразии и осознать его в полной мере — слишком много всего намешано. Пока что прогресс в науке отвечает на вопросы, заданные ранее, но с каждым новым ответом появляется миллион новых задач. И не доказано, но и не опровергнуто существование других форм разумной жизни: может, не зря в христианстве принято считать, что над нами несколько уровней Рая, а под нами — круги Ада? Неважно, как их называть, суть теории в том, что мир представляет собой этакий многоэтажный дом, причем соседи есть не только сверху и снизу, но и сбоку, однако стать обладателями физического тела посчастливилось только представителям человеческого рода. А бестелесные соседи скитаются по этажу, и весьма нам завидуют, потому всеми силами стремятся заполучить себе такое же физическое "жилище". А дальше — сценарий сказки про лисичку и зайчика, у которого — единственного из этих двоих — была своя избушка.

Последователи этой теории уверены, что именно тех, в чьем теле присутствует такой подселенец, называют одержимыми, а процесс, при помощи которого их освобождают от незваного квартиранта — экзорцизмом.

Однако к экзорцизму прибегают только в том случае, если бесноватость человека доставляет явный дискомфорт, если не сказать — вред, окружающим. А что, если человек ухитряется договориться с подселенцем, заключив договоренность о предоставлении "жилплощади" в обмен на знания?

Стоит только вспомнить, как относились к чернокнижникам, которые якобы были способны вызывать демонов и подчинять их своей воле, заключив договор. Демон выполнял свою часть — колдун получал силу, недоступную большинству, и куда он ее направлял, зависело только от него. Но что должен был сделать взамен сам колдун? Что может предложить демону человек, кроме себя самого? Душу? Или все-таки тело?

Если последнее, тогда становятся вполне логичными предсмертные попытки нынешних "знающих" коснуться "преемника" или передать ему какую-то вещь. Становится понятным и ритуал по разбиранию потолка и части крыши.

Возможно, человеческая жизнь намного короче, чем жизнь условного "демона". Когда ее срок подходит к концу, нужно куда-то девать подселенца — и тогда начинаются попытки передать его через какой-либо предмет новоявленному преемнику, который, как говорится, ни сном, ни духом. Если не удалось, то разъединение становится мучительным, и может занять недели, если только "тонкий намек" в виде разобранного потолка не намекнет квартиранту, что тут ему больше ничего не обломится.

Легенды говорят и еще об одном. Только самые сильные колдуны отваживались заключать подобные сделки, будучи уверенными, что смогут взять в таком тандеме власть и не позволить пришлой сущности занять свое место. В ином случае существует колоссальный риск допустить фатальную ошибку, вследствие которой подделка превратится в оригинал, который станет бледной тенью прошлого себя.

Источник: slavyanskaya-kultura.ru