Мы безуспешно ищем в космосе техносигнатуры – что-то неестественное среди звезд, созданное не природой, а другими цивилизациями. Но что, если деятельность инопланетян – у нас перед глазами, а мы не замечаем? На небе есть быстро движущиеся звезды, возможно, иной разум их оседлал, превратил в космический корабль, и летит вместе с ними, предположил европейский исследователь Клеман Видаль. Его статья пока не прошла рецензирование, и готовится к публикации в одном из профессиональных журналов.
ЗВЕЗДОЛЕТ – НЕ ВАРИАНТ
Вообразим, что мы и есть та самая сверхразвитая цивилизация. С какими проблемами мы могли бы столкнуться?
Вот мы – цивилизация не очень развитая, а нам уже не хватает Земли. Ресурсы близки к исчерпанию. И чем дальше, тем больше мы своими художествами портим климат, и, чем более грандиозные у нас планы, тем неуютнее становится на нашей планете.
Понятно, что нам надо осваивать ресурсы Луны, Марса, и далее по списку. Мы только начали исследовать Солнечную систему, и лишь аппаратами-роботами, работы непочатый край, хватит на несколько тысяч лет. Но что, если эти тысячи лет уже прошли, и планеты «кончились»? Видимо, нам придется искать новые. У какой-то другой звездной системы.
Прежде фантасты и футурологи видели дело стандартно: построили звездолет, и отправили смельчаков подыскивать человечеству новый дом. Но задумаемся: план-то так себе. Пока они долетят. Пока вернутся. Потом надо как-то переселять туда большое количество людей. Все создавать с нуля. И мы, кто остались, вряд ли воспользуемся ресурсами другой планетной системы. Таскать оттуда энергию, металлы, слишком дорого.
Клемен Видаль – молодец, заметил несуразность всей затеи, и предположил: а что, если цивилизация решит переместиться вся, вместе со всей планетной системой и своей звездой туда, поближе к новым источникам ресурсов? Тогда им надо как-то заставить звезду лететь, словно звездолет.
Видаль – в первую очередь философ, и только потом физик. Сразу видно, широко мыслит человек.
В ЦЕНТРЕ ПЛАНА – НЕЙТРОННАЯ ЗВЕЗДА
Чтобы провернуть такое, рассуждает Видаль, нужно заставить звезду излучать в каком-то одном направлении. Тогда получится реактивная тяга, и вся звездная система примется дрейфовать.
Проще всего это сделать в двойной системе. Построив разные математические модели, ученый понял: идеальный кандидат – когда одна звезда в системе нейтронная, то есть компактная и отжившая свое, а другая простая.
Управлять обычной, «живой» звездой можно, или подогревая у нее только одну сторону, или манипулируя ее магнитным полем. Ведь звезды обладают мощными магнитными полями, которые связаны с их активностью. Создав ассиметричное магнитное поле, мы разогреем звезду только с одной стороны, и она полетит.
Для этого нужна бездна энергии, и вот тут-то пригодится нейтронная звезда. У нее колоссальная гравитация. Гравитация и есть источник нужной энергии. Машину, которая манипулирует «живой» звездой, надо разместить на звезде нейтронной. Тогда, включая ее, когда «живая» звезда поворачивается определенной стороной, а потом выключая, мы и добьемся желаемого эффекта.
А ЧТО НА НЕБЕ?
Поразительно, но в Галактике в самом деле есть системы, которые ведут себя так или примерно так.
Такой класс объектов астрономы назвали «черными вдовами», и это редкий класс (всего обнаружено лишь три таких). В подобных системах крупная звезда высасывает вещество из более мелкой, в то же время обстреливая ее потоками радиации, что заставляет жертву делиться веществом еще активнее. Одна из таких монструозных парочек найдена в 10 тысячах световых лет от нас, причем существует она лишь несколько тысяч лет – а очень долго в таком режиме и не протянешь.
Видаль проявляет осторожность, что выдает в нем серьезного исследователя. Никаких признаков искусственности все три известных «черных вдовы» вроде бы не обнаруживают, пишет он. Так, да не так. В системе J0610−2100 как минимум что-то странное. Астрономы не видят в ней некоторых эффектов, которые замечены во всех без исключения естественных пульсарах.
Факт, что «черные вдовы» в самом деле быстро двигаются. Иными словами: если кто-то вознамерился с помощью нейтронной звезды подтолкнуть всю систему в определенном направлении, он этого добился.
КУДА ИХ ГОНИТ?
Движение звезд – вообще интересная тема. Звезды кажутся нам неподвижными друг относительно друга (они восходят и заходят, потому, что вращается Земля, но рисунок созвездий не меняется). Однако, это иллюзия. Звезды летят, и наши предки в палеолите, например, не видели ковша Большой Медведицы, контуры созвездия были совершенно другими. Вращаясь вокруг центра Галактики, звезды обладают также собственными движениями, и вот тут начинается самое интересное.
Хотя у большинства звезд скорости укладываются в некие рамки, иные звезды прямо-таки спринтеры. Такова, например, недавно обнаруженная звезда (у нее нет названия, только длинный номер), которая мчится со скоростью 2 миллиона километров в час. Много это или мало? Солнце, например, перемещается по Галактике со скоростью 800 тысяч километров в час. То есть звезда-торопыга более чем вдвое шустрее.
Астрономы предполагают, что ее выкинуло из двойной системы во время взрыва сверхновой, но это лишь предположение: никто не видел этого взрыва, следов от него тоже не осталось.
Таким образом, новая гипотеза действительно объясняет кое-какие аномалии.
ВЕЛИКАЯ ГЛУХОТА
Клемену Видалю есть что возразить, но все это будут возражения в духе «невозможно, потому что мы так не можем».
Мы не научились стабильно сажать космические аппараты на Луну. Наше высшее достижение (и то сомнительное): немного изменить орбиту астероида, вонзив в него космический аппарат. Мы, как древние люди, боимся Солнца и его активности, потому что не понимаем, как работает эта «природная машина», и почему раз в 11 лет наша дневная звезда делается «злой».
Конечно, когда нам говорят: кто-то двигает звезду! – наша первая реакция: «не может быть». Но Видаль не предлагает ничего, что выходит за рамки известной астрономии, к тому же, как мы видели, есть и подходящие кандидаты в реальном космосе.
Видаль молод, но давно щиплет сочную траву на поляне космических исследований. Его работы (их куча, и они опубликованы в приличных журналах) вращаются вокруг философии и космоса. Как философ он активно разрабатывает идею ноосферы, или сферы разума, предложенную нашим ученым Владимиром Вернадским. Как астроном, пытается понять, как живут старые могущественные цивилизации, и у него вагон идей. Например, у него была статья, что цивилизация начинает поедать собственную звезду, чтобы насытиться энергией и строительным материалом. Он также предполагал, что очень сильная цивилизация попробует изменить законы природы, чтобы затормозить старение Вселенной.
Что теперь будет? Примутся, как подорванные, искать пришельцев около «черных вдов» или у летящей звезды? Нет.
Гипотез, как могут выглядеть иные цивилизации со стороны, очень много. А мощных телескопов мало. Время на телескопах стоит колоссальных денег. Его распределяет, то есть решает, что наблюдать, специальная комиссия. Которая, по идее, выбирает лучшие проекты, а по факту останавливается на тех, которые гарантированно дадут яркий, медийный результат. Ведь вся система держится на инвесторах. Инвесторов надо постоянно держать в уверенности, что деньги потрачены не зря. Посмотрите, какие успехи! Дайте еще денег.
Поиски инопланетян с высокой вероятностью не приведут к успеху. Почему такие заявки и отклоняются.
Поиски ведутся в основном на частных проектах, созданных миллионерами-филантропами специально для этих целей. Но там другая беда. Около миллионера всегда есть ученый со своим пониманием прекрасного. Ему надо подтвердить какую-либо собственную гипотезу, иначе смысл, тщеславие движет миром. И он не примет проекта со стороны.
Поэтому, когда в очередной раз говорят о «молчании Вселенной», это на самом деле разговор о «слепоте землян».
Евгений АРСЮХИН