Биоинформация — что это?

Животные часто обмениваются сигналами: детеныши призывают мать, самка — самца, особи одного вида предупреждают друг друга об опасности, сообщают о местонахождении пищи. Физическая и химическая природа многих видов такой сигнализации известна: звук и ультразвук, свет, запах. Есть и более экзотические способы общения. Например, некоторые эксперименты с муравьями говорят о возможности контактов между ними с помощью ионизирующих излучений.

В общении животных еще много неясного. Какая, например, сигнализация лежит в основе одновременных маневров в птичьих и рыбьих стаях? Почему инфузории в своем хаотическом движении никогда не сталкиваются друг с другом, хоть капля воды может быть нашпигована ими? Каким образом животные передают сигнал опасности, находясь далеко друг от друга? Как собака находит хозяина, если ее увезли за десятки километров.

Все те способы сигнализации животных, природа которых не установлена, обычно называют биоинформацией. Советский исследователь А. С. Пресман, работающий в этой области, полагает, что по крайней мере часть биоинформации имеет электромагнитную природу. Об этом свидетельствует высокая чувствительность животных к электромагнитным полям (ЭМП). В пользу электромагнитной гипотезы общения животных говорит и то, что ЭМП могут быть раздражителем при образовании условных рефлексов.

Да и сами организмы, ткани и клетки генерируют ЭМП различных частот. Например, в лаборатории профессора П. И. Гуляева с помощью специального зондирующего усилителя зарегистрировали ЭМП вокруг нервов, мышц и сердца лягушки, а также ЭМП, порождаемое мускулатурой и сердцем человека. Электромагнитное поле изолированного нерва лягушки мы пока можем обнаружить в 25 см от него, а поле сердца и мышц человека — в 10 см. На гораздо больших расстояниях зарегистрированы ЭМП шмелей и комаров (10 м).

А опыты В. Р. Протасова показали, что пескари и караси излучают еще более мощные ЭМП.

Еще в прошлом веке было открыто явление фосфена — ощущение световых вспышек в глазу человека под влиянием ЭМП. А в 1956 г. выяснилось, что импульсы ЭМП можно услышать. Кажется, что жужжание, щелканье и свист раздаются где-то в затылке. В то же время опыты с экранированием головы недвусмысленно показали, что восприятие этого «звука» происходит только в височной области. Есть сообщения и о том, что мы можем осязать ЭМП. Так, испытуемый, лежавший на спине внутри соленоида, ощущал толчки в бедренной области, а перевернувшись на бок, почувствовал толчки в подложечной области.

К сожалению, а может, и к счастью, человек — довольно грубый приемник ЭМП. Животные чувствительнее. Насекомые, например, легко различают направление магнитных силовых линий. А рыбы, обладающие электрическими органами, реагируют на импульсы электрического поля ничтожной напряженности: 10-6 в/см. Конечно, и рыбы чувствительны по-разному. Например, щука в два раза чувствительнее судака и в три раза — налима. По-видимому, электрочувствительность рыб связана с какими-то ощущениями. Но попытки перевести их на язык наших органов чувств бессмысленны. Здесь мы сталкиваемся с явлениями,чуждыми нашему организму. И таких явлений немало. Это и восприятие пчелой ультрафиолета, и инфракрасное видение змей, и многое другое.

Долгое время думали, что в биологических средах ЭМП немного усиливают тепловое движение заряженных частиц ионов, дипольных молекул, коллоидных мицелл. И только. Но чтобы эти энергетические эффекты приобрели хоть какую-то биологическую значимость, нужны чрезвычайно высокие интенсивности ЭМП: от 102 в/м для сверхвысоких частот до 10б в/м для инфранизких. Это вытекало из простых физических соображений: кванты энергии таких ЭМП гораздо меньше средней кинетической энергии молекул. Выходило, что животные не могут заметить естественное магнитное поле Земли, а при своем электромагнитном общении должны излучать мощные импульсы, подстать новейшим радио- и телевизионным станциям. А это, конечно, нереально.

Но несмотря на теоретический запрет, животные испокон веков реагировали на обычные изменения магнитного поля Земли. Реагировали они и на слабые поля, создаваемые экспериментально. Выяснилось, что физиологическая реакция организмов зависит от модуляции ЭМП, от направленности электрического и магнитного векторов. Опыты показали также, что реакция организмов тем ярче, чем ближе к естественной была напряженность экспериментальных ЭМП.

Прохождение электрического тока в клетке и эквивалентная электрическая схема клетки: Rcp — сопротивление, Сcp— емкость внеклеточной среды, См — емкость мембраны клетки

В основе почти всех взаимодействий в живой и неживой природе (кроме пока загадочных — ядерных и гравитационных) лежат электромагнитные силы. Значит, эволюция могла прийти к выводу, что и животным надежнее всего получать информацию об изменениях внешней среды с помощью ЭМП. Эти поля проникают куда угодно. Они работают на экваторе и на полюсе, в речной и морской воде, в толще земной коры и наконец, в тканях самих организмов. Животные просто не могли пройти мимо такого универсального переносчика информации, чтобы не использовать его для общения друг с другом. Иначе зачем же они генерируют широчайший спектр ЭМП: от инфранизкочастотных до сверхвысокочастотных?

Но одно дело создавать ЭМП, и совсем другое — их принимать. С помощью какого же органа позвоночные животные могут реагировать на ЭМП? В 1969 году На международном симпозиуме по мозжечку были приведены экспериментальные доказательства, что эта структура мозга не только отвечает за координацию движений тела, но и воспринимает и оценивает внешние ЭМП. Кажется, именно эта, ранее не известная функция мозжечка и лежит в основе переработки информации при электромагнитной локации китообразных и рыб мормиридов, живущих в мутной воде Нила.

А насекомые, судя по всему, перерабатывают внешнюю электромагнитную информацию с помощью нервного узла — так называемого надглоточного ганглия. Кроме того, тельце насекомого представляет собой нечто вроде магнитного диполя. Тбилисские биофизики, открывшие это явление, пишут что дипольный момент насекомых сохраняется даже после их высушивания. Полагают, что он создается ориентацией молекул с магнитным моментом. Это весьма облегчает насекомым ориентирование по магнитным силовым линиям Земли.

Распределение поверхностного электрического потенциала на теле ящерицы и человека. Полагают, что у позвоночных животных постоянный ток генерируется в спинном мозге

Зоологи убеждены, что птицы и рыбы в стаях беспрекословно подчиняются каким-то приказам вожака. Если вожак посылает электромагнитные команды, то у него либо должен быть мощный генератор ЭМП для передачи сигналов «всем-всем в стае», либо приказы вожака ретранслируются от особи к особи. Значит, сигналы могут поступать в головной мозг, и он отдает команду органам движения, или же сигналы принимают сами органы движения, то есть сигналы вызывают их рефлекторное действие. Ведь и мы с вами можем заставить зверя сделать то или иное движение электрическим раздражением его головного мозга или нервно-мышечного аппарата. Кстати, импульсы радарных станций (плотностью примерно в 40 милливатт на квадратный сантиметр) парализуют крылья птиц.

У инфузорий, снующих в капле воды, ни крыльев, ни вожака, конечно, не имеется. И тем не менее они не налетают друг на друга благодаря ЭМП, которые могут возникать при изменении электрического потенциала оболочки во время биения ресничек. Воздействуя слабыми ЭМП полями на инфузорий, А. С. Пресману удалось заставить их делать резкие повороты и останавливаться. Причем они стремились расположить свое крохотное тельце параллельно магнитным силовым линиям.

Общеизвестно, что навигационные таланты животных наиболее четко проявляются во время эмоционального подъема. Самки в брачный период издалека привлекают самцов не только половыми аттрактантами. Если бы бабочки самцы руководствовались только обонянием, то в некоторых случаях они должны были бы реагировать на молекулу (!) пахучего вещества в кубометре воздуха. Поэтому-то и возникло предположение, что бабочки общаются друг с другом и с помощью электромагнитных волн. Инстинкт хоминга — нахождение пути к дому — наиболее ярок во время выкармливания птенцов и детенышей и тоже связан с эмоциональным возбуждением: у птенцов с ощущением голода или тревоги, у родителей — со стремлением накормить птенцов и защитить их от опасности.

При эмоциональном возбуждении нервной системы в исполнительных тканях организма могут возникать когерентные электромагнитные колебания той же частоты, или колебания других частот, воспроизводящих электромагнитную сигнализацию из нервного центра. Если искать техническую аналогию, то можно сказать, что звери подобны радиомаякам. Одна особь посылает электромагнитные сигналы, по которым находит ее другая. А при хоминге, вероятно, сигналы посылает вся группа животных (птенцов).

Тело человека в однородном электрическом (А) и магнитном (Б) полях. Пунктир показывает направление индуцированных токов

Экологи пришли к выводу, что сообщество нередко выступает как посредник между особью и различными факторами внешней среды, как единый «организм». Подтверждений тому много. Вот только одно из них: сравнительно низкая способность к ориентации одной птицы не идет ни в какое сравнение с блестящими способностями стаи — сообщества. Не поможет ли изучение «эффекта стаи» наконец разгадать механизм ориентации и навигации животных?

В своих работах о возможном общении животных с помощью ЭМП А. С. Пресман не проходит мимо так называемых парапсихологических исследований, то есть выяснения способности человека принимать и передавать информацию без помощи известных органов чувств. Парапсихологи утверждали, что гепепатическая связь не зависит от расстояния и материальных преград. В связи с этим выдвигались гипотезы об особых биологических видах энергии — «пси-полях», «биологических квантах» и т. п. В качестве материальных агентов телепатических явлений признавали даже нейтрино и гравитационные поля. Наряду с этим были высказывания и об электромагнитной природе телепатической связи. Полагали, что телепатическое общение происходит либо на чрезвычайно высоких частотах, либо на сверхдлинных радиоволнах.

Возможно (независимо от того будет ли когда-то подтверждено существование телепатии), окажется, что неудачны не столько методы исследований, сколько выбор объекта — человека. К такому заключению приводит обшебиологический подход к биоинформации.

Способность животных обмениваться сигналами без помощи известных органов чувств дает им дополнительный шанс на выживание особи и всего вида в борьбе за существование. А у человека, по мере того как он создавал все новые и новые системы искусственной связи (речь, огонь, письменность, телефон...), способность к такой сигнализации должна была угаснуть. Иначе говоря, она, вероятно, может встречаться как атавистический признак или проявляться во время сильного нервного возбуждения.

Человек наименее подходящий объект для исследования электромагнитного общения; биоинформацию надо изучать на животных, для которых она — необходимейший атрибут жизни.

С. Красносельский