Астрономы обнаружили в Млечном Пути огромнейшую волну газа и молодых звёзд

В Млечном Пути, недалеко от Солнца, сквозь плоскость Млечного Пути проходит большой волноподобный поток газового вещества. Он соединяет большое количество областей, где образуются яркие звезды.

Это стало возможным благодаря работе астрономов из университета в Гарварде. Они увидели большой и непрерывный поток газа, напоминающий большую волну изогнутой формы. Такая волна достигает областей, где интенсивно образуются звезды. Астрономы считают, что это самая большая из подобных структур в целой Галактике. Ее длина исчисляется триллионами километров. Эти данные опубликовал Жуан Альвес вместе с коллегами в статье, которая готовится к печати в авторитетном издании Nature.

С конца позапрошлого века астрономы знают о том, что в окрестности нашей дневной звезды находится массивное кольцевидное образование – пояс Гулда. Он имеет большое количество ярких звезд и области, где происходит интенсивное звездообразование. Пояс Гулда являет собой большой диск, имеющий диаметр до 3 тысяч световых лет. Диск наклонен к плоскости галактики примерно на 20 градусов.

Картина, полученная авторами новейшего исследования, отличается от той, которая была известна ранее. Астрофизики применили астрометрическую информацию, отобранную космическим исследовательским аппаратом Gaia. Он провел точные замеры места положения звезд в Млечном Пути и траекторию их перемещения. На их основании, с применением компьютерных технологий, удалось получить качественные трехмерные модели распределения межзвездного пространства Млечного Пути.

Трехмерная компьютерная модель дала возможность увидеть длинную (более 9 тыс. световых лет) и сравнительно тонкую (диаметром около четырехсот световых лет) волноподобную структуру. Ее верхние и нижние границы отстоят от галактического центра примерно на полтысячи световых лет.

На 3D-карте видно, что сверху «волна Рэдклифф» выглядит прямой линией, но из плоскости Галактики смотрится ровной синусоидальной волной / ©Alve et al., 2019

Соавторы исследовательского проекта, работающие в институте передовых технологий Рэдклиффа, назвали эту волну «волной Рэдклиффа». Именно она проходит через большое количество зон формирования звезд в нашей Галактике, в том числе те, которые относятся к поясу Гулда. Астрономы считают, что этот газовый объект является самым большим в Млечном Пути. Подобных объектов они еще не встречали.

Ж. Альвес уточняет, что это самая большая газовая структура в Галактике. Возможно, что подобные объекты тоже могут быть в аналогичных звездных скоплениях. Самая ближайшая точка находится на расстоянии примерно 500 световых лет от Солнца. Астрономы не могли ее разглядеть с помощью аппаратов, которые были у них раньше.

Пока ученые не могут узнать причин образования подобной волнообразной структуры в Млечном Пути. Возможно, что источником его было столкновение нашей Галактики с газообразным облаком или даже с мини-галактикой. Возможно, что развитие компьютерных технологий способно приблизить астрономов к разгадке такого феномена.

Фото в анонсе: Области звездообразования «волны Рэдклифф», наложенные на снимок Млечного Пути / ©WorldWide Telescope, Alyssa Goodman, Harvard Gazette