6 лет в космосе не повредили ДНК спермы мышей

Исследователи из японского университета Яманаси обнаружили, что из "высушенных" сперматозоидов мышей, которые подвергались воздействию высоких уровней космической радиации в течение почти шести лет, родился большой выводок здоровых, ничем не примечательных "космических" мышат. Это достижение учёных увеличивает шансы человечества на успешную колонизацию космоса.

К слову, сперма хранилась на Международной космической станции в лиофилизированной, то есть высушенной, форме. После возвращения на Землю и регидратации (добавления воды) с её помощью были рождены 168 детёнышей, что удивительно, лишенных каких-либо генетических дефектов.

Мышата появились на свет ещё прошлой осенью, но всё это время учёные изучали животных и сравнивали их с контрольной группой грызунов. По словам, ведущего автора исследования Терухико Вакаямы (Teruhiko Wakayama), между мышами, оплодотворенными "космической" спермой, и спермой, оставшейся на нашей планете, мало различий.

"Все щенки имели нормальный внешний вид", – сказал биолог.

Когда исследователи изучили их гены, никаких отклонений обнаружено не было.

В 2013 году Вакаяма и его коллеги из Университета Яманаси в Японии отправили на МКС три контейнера, каждый из которых содержала по 48 ампул лиофилизированной спермы для долгосрочного исследования.

Учёные хотели понять, как скажется на ДНК половых клеток длительное воздействие космической радиации, что станет с репродуктивными клетками и передадутся ли полученные мутации потомству.

Все эти знания важны с точки зрения будущей возможной колонизации других планет нашим видом.

Под воздействием радиации клетки быстро накапливают мутации. В результате в организме появляются опухоли или клетки становятся нежизнеспособными. На фото: 8-клеточные эмбрионы. / Фото Teruhiko Wakayama/University of Yamanashi.

Половые клетки были возвращены на Землю партиями для оплодотворения яйцеклеток самок. Впервые это произошло спустя девять месяцев пребывания в космосе, затем через два года и, наконец, через шесть лет. Учёные в итоге приняли у мышей сотни родов.

Также выяснилось, что шесть лет "жизни" на орбите несущественно повлияли на количество повреждений в геноме восстановленных половых клеток. Их было примерно столько же, что и в ДНК гамет, которые не покидали Землю. В пользу этого, в частности, свидетельствовал и схожий уровень активности ферментов, которые отвечают за исправление мелких мутаций в геноме.

Зачем сперму предварительно "высушили"? Это было необходимо, чтобы её можно было хранить при комнатной температуре, а не в морозильной камере. Всё-таки при отправке грузов на орбиту дорог (буквально дорог) каждый килограмм.

Герметичные ампулы с веществом также были маленькими и очень лёгкими, размером с небольшой карандаш. Это позволило ещё больше сократить затраты на запуск эксперимента в космос.

Когда "космические" мыши достигли половозрелости, их случайным образом спарили с другими грызунами. И следующее поколение также выглядело нормальным.

Получается, что клетки сопротивляются радиации гораздо лучше, чем учёные предполагали ранее.

Это вселяет надежду на то, что длительные космические путешествия и колонизация близлежащих планет не отразится на возможности человека продолжать свой род в космосе.

Все подробности эксперимента можно найти в статье авторов исследования, вышедшей в издании Science Advances.

Юлия Рудый

Заглавное фото: Это фото было сделано 11 сентября 2020 года. Потомство здорово и активно / Фото Teruhiko Wakayama/University of Yamanashi.

Источник: www.vesti.ru