Русские Вести

Звёздный мечтатель. Павел Владимирович Клушанцев. Часть 1


Клушанцев Павел Владимирович (1910-1999) – гениальный режиссер, сценарист, оператор, писатель. Он положил начало жанру научно-фантастического фильма, его уникальные спецэффекты намного опережали время.

Для кино он создал более 300 изобретений и новых технологий, среди которых: "призма Клушанцева", приемы комбинирования мультипликации с живой натурой, оригинальный метод "люминесцентной съемки".

Он предвосхищал изобретения и создавал фильмы об освоении космоса раньше, чем конструкторы успевали создавать технологии, ракеты и станции для орбитальных и межпланетных полетов. Клушанцев снял запуск космической ракеты за несколько месяцев до запуска реальной королевской Р-7 с первым спутником, за 4 года до полета Гагарина показал первый полет космонавта на орбиту, за 12 лет до полета "Аполлона-11" - высадку человека на Луну.

Его "Планета бурь" по повести Александра Казанцева получила плохую советскую критику, но была восторженно принята миром, фильм купили 28 стран. В США его фильм был нагло перемонтирован и выдан за фильм собственного производства, он выходил под названиями: «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968)

Главный редактор киностудии «Лентехфильм» в годы работы на ней Клушанцева Валерий Суслов рассказывал: «В кино он был своего рода как Никола Тесла в электротехнике, потому что для выполнения сложнейших технических задач находил всегда неожиданные и не требующие больших затрат уникальные решения. О космосе этот человек, казалось, вообще знал абсолютно всё. На студии его считали не от мира сего. Да и, честно признаться, мне не раз приходила в голову крамольная мысль, что Павел Владимирович заслан на Землю какой-то другой цивилизацией. Чтобы передать нам сведения о Луне, Марсе, Венере и вообще об устройстве материи и Вселенной, настолько понятно и естественно он показал на экране таинственный мир космоса. Показывая в кино возможности космической техники (скафандры, оборудование межпланетных станций и кораблей, наземных комплексов и т.д.), Клушанцев шёл в ногу с абсолютно засекреченными работами, не зная о них. Он даже был вызван в КГБ для объяснения, откуда, например, ему известна использованная в его макете «пакетная» компановка из боевых ракет, которая готовилась для первых полетов в космос. Клушанцев показал расчеты по формулам Циолковского, объяснил логику своих конструкторских рассуждений, как, исходя из простого принципа экономии денег и времени, достигнуть нужной скорости ракеты. Все было настолько четко и убедительно, что от него, в конце концов, отстали. Идти в ногу со временем и даже опережать его, - это было главным стимулом его жизни. Если он за что-то брался, то всегда старался делать это лучше, проще и совершеннее, чем другие».

Во время своего первого визита в Москву в годы перестройки Джордж Лукас просил советских чиновников организовать ему встречу с Павлом Клушанцевым. Однако оказалось, что чиновники даже не знают кто это такой. На вопрос о том, кто такой Павел Клушанцев, Лукас ответил: «Клушанцев — крёстный отец „Звёздных войн“.

Стенли Кубрик честно рассказывал, что решился на "Космическую Одиссею 2001" после просмотра советского научно-фантастического фильма "Дорога к звездам", режиссерами которого был Павел Клушанцев.

Считается, что и идею своего "Терминатора" Джеймс Кэмерон почерпнул из клушанцевской короткометражки "Яблочко", снятой в конце 1940-х- начале 1950-х. Это, говоря современным языком, клип: матросик пляшет "Яблочко" на клавишах рояля. Постепенно превращаясь в металло-скелет.

В апреле 1992 года известный постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Павла Клушанцева в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы крупицу своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал Скотаку описания, фотографии и чертежи десятков кинотрюков — около ста своих оригинальных изобретений. Дочь режиссёра Жанна Клушанцева называет «передачу отцом Голливуду около ста своих кинотрюков» — бредом. По её словам, режиссёр лишь подробно ответил на вопросы Скотака письменно в 1990 году и затем во время короткой встречи с ним в 1992 году. Скотак использовал его опыт, например, в съёмках фильма «Титаник», который в 1997 году был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты.

В 1972 году его вынудили уйти на пенсию, отлучили от кино, в начале 90-х Клушанцев практически ослеп и на жалкую пенсию доживал свою жизнь в коммунальной квартире, всеми забытый.

Фильмография

  • Семь барьеров (1935)
  • Неустрашимые (1937)
  • Полярное сияние (1946)
  • Метеориты (1947)
  • Вселенная (1951, совместно с Н. Лещенко)
  • Тайна вещества (1956)
  • Дорога к звёздам (1957)
  • Планета бурь (1962)
  • Луна (1965)
  • Марс (1968)
  • Вижу Землю! (1970)

Библиография

  • «К другим планетам!» (1959, переиздана в 1962 году)
  • «О чем рассказал телескоп» (1962, переиздана в 1972 и 1980 году)
  • «Станция Луна» (1965, переиздана в 1974 году)
  • «Отзовитесь, марсиане!» (1968, переиздана в 1976 году)
  • «Дом на орбите» (1975)
  • «Одиноки ли мы во Вселенной?» (1981)