Живописные пейзажи на акварелях поэта Михаила Лермонтова


Некоторым талантливым людям и жизни длиною в век не хватает, для того чтобы развить свой талант и подарить его миру. Чего не скажешь о русском поэте Михаиле Лермонтове, достигшем к своим 27 годам высокого творческого взлета не только в поэзии, а и в живописи. Да, совсем не многие знают о Лермонтове-художнике, оставившем в наследие грядущим поколениям тринадцать живописных полотен, выполненных маслом, более сорока акварельных работ и свыше трехсот рисунков и набросков.

Уникальный дар к искусствам

Лермонтов в детстве. 1820-1822. Неизвестный художник.
 

Рожденный в семье отставного капитана Юрия Лермонтова, 3-летний Миша почти не помнил своей рано умершей матери. Детские годы мальчика прошли в пензенском имении его бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в Тарханах, которая всецело посвятила себя воспитанию и всестороннему образованию внука.

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник.
 

По дворянским традициям в процесс становления личности юного дворянина в обязательном порядке были включены не только уроки фехтования, музыки, иностранных языков, а и уроки живописи и рисунка. И нужно заметить, что дар к искусствам маленький Миша имел удивительный.

Автопортрет. Масло. (1837-38 г.г.).
 

Тонко чувствуя музыку, он был уверен, что она способна намного точнее и глубже, нежели слова, отразить сокровенные чувства. Он с детства отлично играл на скрипке и фортепиано. К тому же у Михаила был аналитический склад ума, и ему без труда давалось решение сложных математических задач. Он был отличным игроком в шахматы и великолепным рассказчиком, и ко всему свободно владел несколькими иностранными языками. Как было сказано выше, хорошо владел техникой рисунка и приемами живописи. И что удивительно, Лермонтову все давалось без особого труда. Однако свой поэтический дар он тщательно отшлифовывал упорным трудом, так как мечтал стать со своими стихами в один ряд с гением Пушкина. Впрочем, чего и достиг в полной мере. Хотелось бы заметить, что талантливый юноша свою первую поэму написал в четырнадцать лет.

Воспоминание о Кавказе. Масло. (1837 год). Автор: М.Ю. Лермонтов.
 

Увлечение же рисованием явилось одним из самых ранних пристрастий Михаила, из жизнеописания которого известно, что рисовать поэт начал намного раньше, нежели сочинять стихотворения. Первые азы в рисовании будущему поэту преподал художник Александр Солоницкий. А начиная с 1830-х годов, будучи кадетом, а позже юнкером юный Лермонтов брал уроки по изобразительному искусству у живописца Петра Заболоцкого, который написал несколько портретов своего талантливого ученика.

Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. (1837 год). Автор: Петр Заболотский.
 

Из воспоминаний о Михаиле близкого родственника поэта Акима Шан-Гирея: «Любовь к изобразительному искусству Михаил питал еще в самом раннем возрасте. Он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...»

Эльбрус. Масло. Автор: М.Ю. Лермонтов.
 

Творчество Лермонтова было весьма разноплановым. Писал он и панорамные пейзажи, и портреты, затронул и жанровые военные сюжеты, создал иллюстрации к множеству собственных произведений, не плохо удавались поэту и карикатуры. Однако самые известные его произведения связаны с Кавказом, написанные в духе романтизма. Лучшие творения поэта были созданы во время первой ссылки.

Пятигорск. Масло. (1837год). М.Ю. Лермонтов.
 

Он был одним из первых живописцев, обратившихся к чарующей красоте кавказских гор. Практически все панорамные виды Кавказа Лермонтов создал как малый фрагмент огромной гористой местности, где и развалины старых строений, и монастыри, и храмы, как бы висящие над обрывами скал, органично вписаны на картинную плоскость. А миниатюрные изображения фигур всадников, погонщиков верблюдов, женщин еще больше подчеркивают «космическую безмерность» панорамного изображения.

И что интересно, при исследовании полотен Михаила Юрьевича специалистами доказано, что изображаемая местность по большей мере соответствует реальной топографии.

Крестовая гора. Масло. (1837-1838 г.г.). М.Ю. Лермонтов.
 
Михаил Лермонтов.
 

В своих портретах Лермонтов так же стремился к максимальному соответствию натуре. Так, к примеру, автопортрет, который написал в 1837-38 годах, исследователи жизни и творчества поэта считают одним из самых достоверных портретов.

Нападение. Сцена из кавказской жизни. Масло.(1837год). М.Ю. Лермонтов.
 
Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева. Масло.(1839год). Автор: М.Ю. Лермонтов.
 
Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло. (1837 год). Автор: М.Ю. Лермонтов.
 
Перестрелка в горах Дагестана. Масло. (1840-1841 г.г.). Автор: М.Ю. Лермонтов.
 
Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года. Масло. (1837 год). Автор: Михаил Лермонтов.
 
Окрестности селения Караагач. Масло. (1837-1838). (Изображены окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил). Автор: М.Ю. Лермонтов.
 
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. (1837-38г.г.). Автор: М.Ю. Лермонтов.
 
Башня в Сиони. Масло. (1837-1838г.г.). (Это одно из самых масштабных полотен, написанных поэтом маслом и подаренных бабушке). Автор: М.Ю. Лермонтов.
 
Грузинки на крыше сакли. Графитный карандаш. (1837год). Автор: М.Ю. Лермонтов.
 
Тамань. Масло. (1837 год). Автор: М.Ю. Лермонтов.
 
Портрет М. Ю. Лермонтова. Автор: П. Кончаловский.

 

Свои работы Лермонтов раздаривал родным и друзьям. Однако на сегодняшний день практически все сохранившиеся его работы собраны в галереях и музеях России. И кто знает, сколько бы еще великолепных полотен написал бы Михаил Юрьевич, если бы его жизнь не оборвалась трагически в столь молодом возрасте.

Источник: kulturologia.ru