Похоже, процесс очищения русской культуры от либералов, экстремистов и русофобов начался всерьёз. Об этом говорит тот факт, что бессменному с 2015 года директору Третьяковки Зельфире Трегуловой не продлили контракт. То есть фактически уволили. Как уволили летом с должности худрука "Школы современной пьесы" Иосифа Райхельгауза, ляпнувшего, что воздух в Одессе стал чище после 2 мая 2014 года.
Трегулова столь откровенно не высказывалась. Ей вообще, такое впечатление, феерически везло: она оставалась в должности даже после таких скандалов, за которые другой потерял бы не только пост, но и голову. Узнать бы ещё имя, фамилию и должность этого "везения".
Очень современное искусство
Когда Трегулову назначали директором Третьяковки, ожидалось, что она привнесёт некую живую струю, вдохнёт, так сказать, новую жизнь в консервативную классику. Так, чтобы той же молодёжи было интересно. Возможно, эти пожелания были восприняты слишком буквально, и в Третьяковке начались какие-то уж очень современные performance.
Вот, например, летом 2017 года в зал, где находится "Чёрный квадрат" Малевича, зашли красивые длинноногие девушки. Правда, в одних трусах. Да и трусы, как бы сказать помягче, выглядели не совсем свежими. Оказалось, идейный вдохновитель этой акции – бывший мэр Архангельска Александр Донской. Её цель – "заставить обывателя поразмышлять о современном искусстве". А самое смешное, что за это позорище в кассу галереи заплатили всего 13 тысяч рублей.
В мае 2018 года изрядно поддатый гражданин "напал" на картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван". Скандал был архисерьёзный; на реставрацию произведения ушло несколько лет. Вопросов тогда задавалось множество. Например, почему не была прикручена к полу стойка, ставшая орудием в руках нетрезвого оппонента государя Иоанна Васильевича. Почему картина не была в достаточной степени защищена? Впрочем, все эти вопросы прошли мимо Трегуловой, быстро растворившись в плотном потоке новостей.
В 2019 году из Третьяковки самым наглым образом украли полотно Куинджи "Ай-Петри. Крым". Вот прямо на глазах у обалдевших посетителей. Сигнализация почему-то не сработала, а вора задержали, можно сказать, случайно. Трегулова отделалась выговором – но и только.
В 2020 году кто-то, видимо, решил, что раз женскими задницами в галерее уже сверкали, то мужских для коллекции явно не хватает. Итог – дефиле мужика в красных стрингах во врубелевском зале. Он потом в YouTube поблагодарил Трегулову за возможность провести такую акцию. Администрация всячески отрицала причастность к ней.
Тогда же, в 2020 году, Минкульт отменил запланированную в Третьяковке выставку "Многообразие/Единство". Знаете, что планировалось к показу? Изображение мастурбирующего монаха, фото полового акта с животным, картины с прекрасными названиями "Пенетрация" и "Мама любит тебя".
Ну очень современное искусство, не правда ли?
Покажи мне, кто твой друг
Тогда же, в 2020 году произошло то, над чем смеяться уже невозможно. На выставке "Поколение XXI" демонстрировалась картина художника Алексея Каллимы "Между случайностью и необходимостью", где изображены боевики-ваххабиты в некоем романтизированном образе. Впоследствии Трегулова, кстати говоря, защищала картину и её автора в своих выступлениях. И плевать, что в борьбе с ними погибли тысячи отличных парней – и русских, и чеченцев, и представителей других народов нашей страны. Плевать, что "борцы за свободу" принесли неисчислимые беды нашей стране!
Это разжигание ненависти. Это экстремизм. И то, что сейчас происходит в Третьяковке, – это попытка героизации терроризма и прямых врагов России,
– выразил тогда мнение миллионов русских людей основатель Общества "Царьград" Константин Малофеев.
Ответ Трегуловой последовал – примерно в том духе, что никто не защищён от ошибок и провокаций, и этот факт вызывает сожаление. Не похоже на извинения, правда?
Тогда же, в 2020 году, в прокуратуру было направлено заявление с просьбой проверить действия администрации Третьяковки на предмет экстремизма и оправдания терроризма. Тогда это заявление не повлекло юридических последствий для Трегуловой.
Вообще в правовой оценке нуждаются и другие действия экс-директора галереи. К примеру, за 100 млн рублей был приобретён арт-объект "Ветка". Это "произведение искусства", по сути, представляет собой простую ветку, прикреплённую к простой доске простым скотчем. Прекрасный бизнес-проект, не правда ли?
Поговаривают и о других странностях. Например, о контрактах, по которым якобы не кафетерии платили за аренду площади галерее, а наоборот! Это несомненная экономическая новация: арендодатель отваливает арендаторам из госбюджета порядка 250 млн за право арендаторов втридорога торговать всякой снедью на территории арендодателя! Интересно, как потом распределялись эти деньги?
Впрочем, не будем предвосхищать события. Есть предположение, что скоро Трегуловой придётся ответить на массу неудобных вопросов вежливых людей в погонах. И дежурные сожаления, а также отговорки про отпуск вряд ли будут приняты.
Новая надежда
Новым директором Третьяковки назначена Елена Проничева – выпускница МГИМО, дочь генерала ФСБ Владимира Проничева. Ранее возглавляла Политехнический музей столицы. Как отметили в Министерстве культуры России, от Проничевой требуют "сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Государственной Третьяковской галереи и её филиалов, в том числе в рамках создаваемых культурно-образовательных и музейных комплексов".
Не будем загадывать наперёд, но очень хочется верить, что у Елены Проничевой это получится. Требуется разобраться со странным "современным" позиционированием и ни в коем случае не допускать позорных перформансов. Ну и, конечно же, с финансами разобраться. Опыт Елены Владимировны в Политехническом музее позволяет надеяться, что с этими задачами Проничева справится.
Что с того?
Закончим тем, с чего начали: хорошо, что русскую культуру начали основательно "чистить" от тех, с кем ей явно не по пути. Этот процесс необходимо продолжать. Кандидатур на вылет более чем достаточно. И не только в музеях. И не только в Москве.
Принципиально важно, чтобы работа Трегуловой на посту директора Третьяковки получила достойную правовую оценку. И да – очень хотелось бы узнать, как зовут её "везение" в Минкульте, благодаря которому она столько лет сохраняла свой пост после феерических скандалов.
Автор: АЛЕКСЕЙ УЛЬЯНОВ
Заглавное фото: DMITRY CHASOVITIN/SHUTTERSTОСK.СОM