Честно скажу, еще месяц назад я знать не знал, что этот безобидный фильм Рязанова пролежал "на полке" более двадцати пяти лет! Кино вышло на большие экраны весной 1961 года, а уже в ноябре его сняли с проката.
О том, что у комедии были проблемы я узнал случайно, просматривая концерт для делегатов XXII съезда КПСС. На сцену вышли популярные куплетисты того времени Рудаков и Нечаев (видео в конце поста) с абсолютно скандальным текстом:
На «Мосфильме» вышло чудо —
«Человек из ниоткуда».
Посмотрел я это чудо —
Год в кино ходить не буду!
У меня челюсть отвисла, когда я это увидел. Так публично полоскать известного режиссера, да еще непосредственно перед руководством страны? Ничего себе свобода слова!
Эмоционально включившись, я начал "копать". Увы, свобода слова оказалась тут не причем. Дело в том, что на съезде по Рязанову лично прошелся главный идеолог СССР - Михаил Андреич Суслов. Четко сформулировать свою претензию он так и не решился, но все всё поняли.
По сути, прикрывшись привычными терминами "безыдейность" и "малохудожественность" фильм обвинили в очернении советской действительности . Хотя, казалось бы, это комедия да и "малохудожественных" фильмов во все времена снимали в достаточных количествах, но никто же их не запрещал!
Однако, надо понимать, что 1961 - это особый год. Гагарин полетел в космос, были существенные успехи в экономике, на полном серьезе обсуждалась и была принята третья программа партии о построении коммунизма к 1980 году.
Еще раз, на официальном уровне утверждалось, что советский народ идейно почти созрел до коммунизма и до полной победы осталось только "прокачать" материально-техническую базу. Была такая эйфория, что в СМИ открыто говорили о скором искоренении преступности в СССР.
И на этом фоне появляется "Человек Ниоткуда", который почти прямым текстом заявляет о том, что советский человек духовно, так сказать, еще до коммунизма не дорос. Анатолий Папанов великолепно сыграл сразу несколько типов негодяев из различных слоев общества, намекая на то, что его герои - это вовсе не "отдельные недостатки".
А самое страшное, что никаких изменений с "плохими" героями к концу фильма не происходит - они не осознали, не встали на путь исправления, не влились, так сказать, в светлые ряды строителей коммунизма. Собственно, это и послужило основанием для обвинения в "безыдейности".
На этом фоне, главный герой "Чудак" (из племени Тапи) постоянно напоминает, что людоеды "среди нас", то есть среди советских людей. И это, конечно, был явный перебор.
Причины такого перехлеста достаточно просты. Рязанов, после оглушительного успеха первых двух фильмов, решил, что ему теперь все можно и снял, как сегодня говорят, авторское кино. Без оглядки на цензуру и "госзаказ".
Думаю, что последней каплей была финальная сцена с полетом космического корабля (а фильм был снят до полета Гагарина). Эксцентрично мультяшный запуск звездолета явно не вписывался в тот "легендарный" образ, который сложился после 12 апреля 1961 года.
В итоге, прилетело Эльдару Александровичу сразу же - еще до выхода комедии на экраны. Фильм раскритиковали на уровне ЦК КПСС и соответственно сильно ограничили в показах. Летом пошли разгромные статьи в печати, но полностью запретить фильм не решались, так как за Рязановым к тому времени стояли очень серьезные люди.
И только когда сам Суслов дал отмашку (а мы даже точную дату знаем, когда это произошло - 24 октября 1961 года) комедию сняли с проката.
Рязанова от катастрофы спас лауреат шести сталинских премий - Ива́н Алекса́ндрович Пы́рьев - председатель союза кинематографистов СССР. Он подобрал опальному режиссеру идеологически выверенный материал про маленькую победоносную войну, выбил под это дело бюджет, короче, дал возможность реабилитироваться.
Так, в 1962 году, появилась наша любимая комедия "Гусарская баллада".
В итоге, Рязанов урок усвоил и следующую "социально опасную" комедию снял только в 1979 году, когда Суслов был уже "не алло".
А вот, собственно, куплеты с критикой фильма. Смотреть с 5:15
Антон Александров