Русские Вести

Ярче солнца


«Блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами, не глядя ни на кого...»

Лев Толстой. «Война и мир»

Вся русская литература XIX – начала XX века наполнена описаниями придворно-светской жизни. Балы, маскарады, рауты и званые ужины были не только правом, но и обязанностью господ и, как сказано у Александра Пушкина: «Давал три бала ежегодно и промотался наконец». Не так страшно промотаться, как не дать положенного бала!

«Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях. Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Все смешивалось в одну блестящую процессию», - каждый, кто хоть сколько-нибудь знаком с нашим культурным наследием, узнает сей отрывок. Первый бал Наташи Ростовой – юные надежды, свежесть восприятия, начало начал.

А вот и Кити Щербацкая, другая любимая героиня Толстого: «Не успела она войти в залу и дойти до тюлево-ленто-кружевно-цветной толпы дам, ожидавших приглашения танцевать (Кити никогда не стаивала в этой толпе), как уж ее пригласили на вальс, и пригласил лучший кавалер, главный кавалер на бальной иерархии». Николай Гоголь описывал дам со всей присущей ему утончённостью: «Они неслись, увитые прозрачным созданием Парижа, в платьях, сотканных из самого воздуха; небрежно касались они блестящими ножками паркета», а в одной из повестей Александра Бестужева-Марлинского «…дамы, выпархивали из карет и, сбросив перед зеркалом аванзалы чёрные обертки свои, являлись подобны майским бабочкам, блистаючи цветами радуги и блёстками злата». Легкокрылые, благоуханные, изящные!

В Государственном Историческом Музее сейчас проходит уникальная выставка «Драгоценности. Блеск русского двора». Как обычно, экспозиция несколько шире, чем жизнеописание придворных развлечений. Это – повествование о богатстве Русского Мира. Неслучайно все иностранцы, приезжая в Петербург и Москву, отмечали шик двора и хлебосольство аристократов. Оформление проекта – фантастически-прекрасно. Цвет, свет, зеркала, расширяющие пространство – всё это создаёт ощущение праздника.

Первый зал – посуда из чистого золота, дорогостоящее зеркало, старинные ларцы, оружие, украшенное каменьями. Тут и предметы, завезённые во времена Петра – допустим, ларец из Саксонии и бриллиантовая голландская подвеска в виде якоря, и личные вещи Анны Иоанновны, и кубки Павла I.

Далее - зал парадных мод. Платья для торжественных мероприятий сильно отличались от домашнего облачения, и в своей повседневности цари с князьями выглядели куда как менее пышно, чем на портретах. В экспозиции представлены изысканные наряды, принадлежавшие императрицам и представительницам высшей знати.

Несмотря на то, что платьев не так уж много, они позволяют отследить историю костюма с 1820-х по 1910-е годы. В эпоху позднего ампира в моде была завышенная талия, как и в начале века, но никто уже не довольствовался простотой и лапидарностью – бальное платье 1825 года обильно декорировано по расширенному подолу, как и рукава-фонарик. К сожалению, среди экспонатов нет платьев 1830-х-1840-х с мощными плечами на контрасте с тончайшим станом, как нет и кринолиновых юбок 1950-1860-х годов. Зато перед нами – чарующее платье с турнюром. Эта мощная конструкция, создававшая пышность …чуть пониже спины, вызывала не только восторг, но и смех в виду своей вычурности.

Вот – платья 1890-х годов с рукавами-буфами и юбкой, называвшейся ‘volubilis’, то есть «вьюнок», ибо она плавно расширялась к низу, приобретая характерную форму цветка. Гостей выставки неизменно удивляет стройность талий. Это не было природным феноменом – фигура девушки, женщины формировалась тугим корсетом. А тут – наряды 1910-х, когда смелые модницы отказались от стягивания и традиционного акцента на осиной талии. Лаконичный, прямой силуэт с завышенным поясом предложил парижский модельер Поль Пуаре. В этих платьях было что-то античное, однако, они сильно отличались от ампирных силуэтов 1800-х.

XIX – начало XX века – диктат знаменитых кутюрье, то есть магистров высокой моды, поэтому на всех сопроводительных табличках имеются фамилии мастеров. Например, можно узнать, что в русская знать шила одежду у Чарльза Фредерика Ворта, англичанина, работавшего в Париже и ставшего родоначальником всей мировой моды «от кутюр». Лейбл Ворта считался подлинным символом обеспеченности – таким же, как фамильные драгоценности, рысаки, имения.

Или, например, платья от сестёр Калло, предлагавших своим клиенткам вечерние платья из атласа, отделанные золотой и серебряной вышивкой. Визитная карточка сестриц Калло - наряды из ткани lamé - с вплетенными блестящими нитями. Тут же - изделия дома «Бризак», французов, обосновавшихся в Петербурге и ставших поставщиками Двора. Интересно, что для выставки были тщательно подобраны платья разных эпох, но почти все - цвета беж.

Позирование для парадных портретов – ещё одна обязанность патрициев, и на выставке представлена целая галерея образов. Изысканны и лиричны картины британца Джорджа Доу, значительную часть жизни проведшего в России. Он умел совмещать помпезность с романтизмом, а прямодушие – с тонкой лестью. Он умел увидеть суть человека, и потому императрица Мария Фёдоровна, вдова Павла I показана, как деятельная мадам-таран, а её невестка – Елизавета Алексеевна, как печальная жертва династических связей. При всём том, художник был сервильно-почтителен в отношении своих моделей. За это его и любили.

Дивен портрет графини Юлии Самойловой кисти Бенуа-Шарля Митуара. Одна из самых привлекательных женщин обеих столиц изображена в белом атласном платье с глубоким декольте. Жгучая брюнетка с идеальной кожей да гладкими формами, она вызывала восторг и зависть. Самойлова напоминала героиню авантюрного романа – тут и бурная личная жизнь, и путешествия, и даже скандалы.

Она слыла музой Александра Пушкина, посвятившего ей стихотворение с недвусмысленным названием «Красавица». Он писал: «Всё в ней гармония, всё диво, / Всё выше мира и страстей; / Она покоится стыдливо / В красе торжественной своей; / Она кругом себя взирает: / Ей нет соперниц, нет подруг; / Красавиц наших бледный круг / В её сияньи исчезает». Кроме того, Самойлова была заказчицей и – любовницей Карла Брюллова, с которым открыто ездила по Италии.

Рядом – портрет Татьяны Юсуповой, копия неизвестного мастера по оригиналу Ксавьера Винтерхальтера. Урождённая Рибопьер, дочь русского дипломата швейцарского происхождения, она выросла и развилась за границей, да и вообще едино принадлежала, как русской, так и европейской, культуре. При дворе Наполеона III эта богиня красоты произвела неизгладимое впечатление, а Винтерхальтер, подвизавшийся тогда же в Париже, сотворил этот портрет, исполненный томной грации – в те годы никто не умел так точно выписывать дам в кринолинах.

Вот ещё одна Юсупова – роскошная Зинаида, восхитительнейшая звезда Серебряного века. На портрете, созданном Франсуа Фламенгом, она сидит в бальном платье с накидкой сорти-де-баль на плечах. Эти накидки предназначались непосредственно для того, чтобы дойти из зала до кареты (sorti–de–bal – выйти с бала). Наряд – чудесен – сочетание розового атласа, белых кружев и меха. Её сын Феликс впоследствии скажет в своих мемуарах: «Всюду, куда матушка входила, она несла с собой свет. Глаза её сияли добротой и кротостью. Одевалась она изящно и строго. Не любила драгоценностей, хотя обладала лучшими в мире, и носила их только в особых случаях».

Невероятно хорош портрет Марии Абамелек-Лазаревой, написанный Николаем Богдановым-Бельским. Чёрное, блестящее облачение, цветы на корсаже, высокая причёска из тёмных волос – княгиня словно бы воплощает типаж фамм-фаталь эры Модерн.

Мы же направляемся к стендам с аксессуарами! При всём разнообразии декора, существовало всего два типа опахал – plié и pliant. Вот - веер plié из тончайшего кружева. Вещица принадлежала Зинаиде Юсуповой. А тут - plié с галантной сценкой на веерном экране – дамы и кавалеры отдыхают на лоне природы. Plié состоял из веерного станка, то есть пластин и плиссированного экрана из ткани, кружева или картона красивой картинкой.

Разновидностью plié были веера, состоявшие из резных пластин, связанных ленточкой. Перед нами – один из таких образцов с «готическими» верхушками пластин – в 1820-1840-х годах популярным было Средневековье, и поэтому в дизайне прослеживалась псевдо-готика. На другом стенде – перьевой веер, именовавшийся pliant. Например, в стихотворении Игоря Северянина о том, как «графиня ударила веером страусовым опешенного шевалье» говорится именно о pliant.

На одном из стендов – сверкающие портбукеты, футлярчики для цветов, крепившиеся к платьям. Крупные портбукеты носили в руках. В XVIII-XIX столетиях бытовал «язык цветов» и составленный букет мог означать целую фразу – признание в любви, отказ, предостережение, готовность к флирту или танцу.

В XVIII-XIX веках часы считались барским удовольствием, а часовщики были весьма серьёзными ремесленниками. Больших денег стоил и механизм, и его оформление. Часы закреплялись на поясе цепочками-шатленами, а те златые цепи обходились владельцу ещё дороже, чем циферблат, пусть и от Брегета. В экспозиции представлены часы на великолепных шатленах. Золото-бриллианты-гранат-агат-шпинель – вот неполный список того, что было использовано при их создании.

А вот и любимый аксессуар – табакерка. Вернее, их тут несколько и все – с бриллиантами. Нюхание табака, равно как и курение, считалось тогда полезным для здоровья. Врачи утверждали, что вдыхание ароматических дымов излечивает от всякого рода заболеваний. Когда-нибудь и мнения нашей медицины сочтут опасной ересью! Сложно пройти мимо носовых платочков из кружева «малин», производимого во фламандском Мехелене. Банальная вещь смотрится, как настоящее произведение искусства.

Что ж, сия выставка – пиршество для глаз и отдохновение для души. Это – свидетельства состоятельности, вкуса, прихотливости русской аристократии. «Золото, брильянты, рубины сверкали в тот день на солнце ярче самого солнца. Только в России могло иметь место подобное зрелище!» - вспоминал Феликс Юсупов о придворных торжествах. Действительно, только в России. Уж кто-то, а Феликс знал толк в шелках и драгоценностях.

Джордж Доу - Портрет императрицы Марии Фёдоровны (1820-ые гг.)

Джордж Доу - Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. (1827 год)

Портрет графини Ю. И. Самойловой кисти Бенуа- Шарль Митуара (ок 1825г)

Татьяна Юсупова, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1858

Портрет Надежды Михайловны Половцевой. Первая половина 1870- х годов. Художник Жалабер, Шарль Франсуа

Портрет Марии Григорьевна Раевской, урожднной княжны Гагариной. Художник Иван Кузьмич Макаров. Россия, конец 1870-х- начало 1880-х

Франсуа Фламенг - Портрет княгини З. Н. Юсуповой (1894 год)

Портрет княгини М. П. Абамелек- Лазаревой. Художник Н. П. Богданов- Бельский. Около 1906 г.

Платье 1820-х гг.

Платье, принадлежавшее Татьяне Юсуповой. 1870-е гг.

Платье, принадлежавшее императрице Марии Фёдоровне. 1890-е гг.

Платье, принадлежавшее императрице Марии Фёдоровне. 1890-е гг. Фрагмент

Платье, принадлежавшее императрице Александре Фёдоровне. 1890-е гг.

Платье, принадлежавшее императрице Александре Фёдоровне. 1890-е гг.

Платье, принадлежавшее императрице Марии Фёдоровне. 1900-е гг. Фрагмент

14. Платье 1910-х гг.

Веер 1830-1840-х гг.

Веер 1850-х гг. Фрагмент

Веер, принадлежавший Зинаиде Юсуповой. 1890-е гг.

Веер, принадлежавший Зинаиде Юсуповой. 1890-е гг. Фрагмент

Парюра. Втор.пол. XIX в.

Подвеска Якорь. XVIII в.

Часы на шатлене

Портбукеты. ХIX в.

Табакерка. Втор.пол. 18 века

Табакерка. Начало 19 века

Шкатулка. Германия. Конец XVII в.

Носовой платок кружевной, принадлежавший имп. Марии Фёдоровне

Галина Иванкина

Источник: zavtra.ru