Протофутурология
Русская сказка, как и её зарубежные сёстры, — важнейший исторический этап развития культуры. Это фантастическая, преднаучная разработка путей воплощения вековых мечтаний народных. Жанр сказки принимает у мифологии и религии эстафету "прото-футурологии" и передаёт её научной фантастике. Далее следуют научные открытия и технические решения, а индустрия вводит некогда волшебные предметы в наш повседневный обиход.
Однако на авиалайнерах, "коврах-самолётах" наших дней, комфортно и быстро летаем мы уже давно. Но средств полноценного физического омоложения, подобных сказочным "молодильным яблокам", пока нет даже у долларовых миллиардеров? Почему в области высоких технологий гуманитарные катастрофически отстают от технических? Ответ довольно прост: в диспропорции, относительном застое гуманитарной фундаментальной науки, в отличие от естественных и технических, стремительно развивающихся.
Преодолеть этот дисбаланс возможно. Российские учёные ведут прорывные научные исследования в области гуманитарных технологий. Применяя продуктивные методологии решений, не имеющие аналогов за рубежом.
Весь секрет... в русских сказках. Которые, как оказывается, не только являют образы вековых народных мечтаний, но и указывают пути их осуществления в действительности. Только в неявном, "зашифрованном" виде, "веками непонятном чужеземным мудрецам". Ключ к которому недавно открыли российские учёные, наши современники и соотечественники.
Актуализация сказки
Исторически за рубежом жанр сказки в литературе появился в XVII — XVIII веках. Отцом литературной сказки считают Шарля Перро, который в 1697 году издал сборник "Сказки Матушки Гусыни". Он же написал первую "авторскую" сказку, включив её в этот сборник наряду с народными. Такую же работу в Германии в первой половине XIX века проделали братья Гримм, Вильгельм и Якоб.
В России примерно в это же время А.С. Пушкин стал родоначальником литературной сказки. Той самой, известной всем, родной и любимой с самого детства. Написаны эти сказки были, в том числе "по мотивам" народных сказок, услышанных Пушкиным в детстве от няни Арины Родионовны и воспринятых им вообще вместе с русским языком как таковым. Немногим позже собирателем русских, фольклорных народных сказок для их публикации стал А.Н. Афанасьев.
У сказок есть крайне важная для нас черта, которая качественно отличает их от предшественников по "футурологической эстафете" — от мифологии и религии. Там различные чудеса являются привилегией сверхъестественных сил, богов. Чудеса с человеком могут происходить только с их санкции. Положительные чудеса — только в случае, если человек "богоугоден", ведёт праведный образ жизни.
В сказках демиургом своей судьбы выступает сам человек. Сверхъестественных сил как таковых или вообще нет, или они играют не главную, фоновую роль. Чудесные предметы — всего лишь высокоэффективные инструменты для решения поставленных задач. Этим сказочный герой близок к волшебникам, магам и чародеям, которые повелевают силами природы и творят чудеса, не оглядываясь на волю богов. За что, естественно, изображаются в религиозной литературе в крайне несимпатичном виде.
Таким образом, сказочные чудеса типологически являются фантастическим моделированием важнейших для человека целей и путей их достижения. Неудивительно, что рано или поздно эти чудеса сбываются в виде научных открытий, технических решений, промышленных технологий и, в итоге, бытовых удобств.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть прототипы сегодняшних "благ цивилизации в сказочных образах. Предшественника авиалайнера — в ковре-самолёте, современной высокотехнологичной агрокультуры и быстрого общественного питания — в скатерти-самобранке, сапогов-скороходов — в автомобилях и вездеходах, а шапки-невидимки — в технологиях маскировки "стелс" и так далее. С этим заданием справятся и многие школьники начальных классов. В области естественных наук и техники мало какие сказочные фантазии остались невоплощёнными в нашем повседневном быте.
Догонит ли hi-hume hi-tech?
Любопытно, загадочно и потенциально весьма продуктивно совсем другое. Современные высокие наукоёмкие технологии делятся, как и все научные исследования, на две большие группы. Первая — область естественных наук и техники, Hi-Tech ("хай-тек"), вторая — гуманитарная, Hi-Hume ("хай-хьюм"). Так вот, сказочные чудеса "технического" характера почти все реализованы в быту. А вот в области осуществления чудес "гуманитарных", непосредственно касающихся самого человека, особых достижений пока незаметно. Даже на уровне правильного понимания, как это можно сделать.
Между тем путь этот прямо указан в самих сказках, в первую очередь русских. Давайте внимательно присмотримся к чудесным предметам и процессам, имеющим отношение к области "высоких гуманитарных технологий". Каковы классические сюжеты русских сказок, в фантастической форме находивших решения таких задач? Это оздоровление, физическое омоложение человеческого организма, вплоть до воскрешения из мёртвых, преображение его в умного, красивого, удачливого. Об этом говорят народные сказки о молодильных яблоках, о воде мёртвой и живой (сильной и слабой), о Кощее Бессмертном. Об этом же и сказки, написанные великими русскими писателями: "О мёртвой царевне и семи богатырях", эпизод с головой мёртвого богатыря в "Руслане и Людмиле" (как не вспомнить более позднюю "Голову профессора Доуэля"), "Конёк-Горбунок".
Это мечта вовсе не о религиозном воскрешении на Страшном Суде и последующей награде за праведность в виде вечной блаженной жизни в Царстве Небесном. Нет, это мечта о посюстороннем, земном счастье, добываемом своим трудом и подвигом. Формирование образа идеального человека и мечта о самостоятельном достижении такого состояния, о преображении себя своим собственном трудом. Пусть и при помощи добровольных союзников и чудесных предметов.
В сказках содержится и формулировка проблемы, и полный жизненный цикл решения. Незавидная участь "на старте", образ конечного совершенства и, что самое главное, алгоритм выполнения поставленной задачи, а также необходимые для этого инструменты. Это не только мечта, идеал, но и драгоценная методология того, как можно "сказку сделать былью".
И не в лоб, и не по лбу!
Почему же разработчики высоких гуманитарных технологий пока не могут решить в жизни проблемы, чётко сформулированные и разрешённые, хотя и фантастическим образом, в сказках? Давайте попробуем разобраться. Вопрос далеко не так прост, как кажется.
Было бы наивно, непродуктивно и тупиково пытаться "один в один" воплотить в жизнь сказочные образы чудесных предметов. Ну не похож авиалайнер на ковёр-самолёт, зато на нём можно летать быстрее и комфортнее, чем на сказочном прообразе.
С другой стороны, ни в коем случае нельзя эти сказочные "технологии и инструменты" отбрасывать ради всего лишь внешнего сходства полученного результата с решением "сказочной" проблемы. Не годится выдавать за "чудеса наяву" то, что ими не является. Например, косметику и спа-процедуры, создающие лишь иллюзию, за осуществление мечты о сказочной красоте. Такие "чудеса" скорее сродни цирковым фокусам.
Всё дело в том, что сказки ставят перед героями реалистичные задачи, но пути решения предлагают фантастические, иносказательные. Иначе и быть не могло, потому что во времена, когда сказки складывались, ещё не было всех условий для реального решения ставящихся ими проблем.
Учёный, исследователь — как сказочный витязь на распутье. Попытка буквально применить "сказочный алгоритм" ведёт в тупик. Всё равно как не понять юмора и воспринять шутку всерьёз. Отбросить "сказочный" путь — значит свернуть с правильного пути. Остаётся только разгадать код сказки применительно к современным условиям, к достижениям передовой науки и техники.
Клиенты-миллиардеры
В современных научных исследованиях в области гуманитарных наук сказочный идеал физического преображения человека детально конкретизирован по многим направлениям. Включая излечение болезней, считающихся пока неизлечимыми, физическое омоложение, продление срока жизни вплоть до бессмертия, развитие сверхспособностей, в первую очередь — интеллектуальных.
Омоложение, продление жизни особенно манит валютных миллиардеров: чертовски обидно, что на тот свет не захватишь ни свои деньги, ни все блага сладкой жизни. На примере результативности поиска методик и средств омоложения наглядно виден кризис, в котором находятся многие другие виды исследований в сфере высоких гуманитарных технологий.
Десятилетиями уже ведутся закрытые исследования и на государственном уровне, и частными корпорациями. Можно представить себе размеры выделяемых и осваиваемых средств. Результаты пока весьма скромные, никак не сопоставимые с затратами. Периодически появляются громкие чудо-"новации" вроде "омоложения при помощи стволовых клеток". Но быстро оборачиваются обычным шарлатанством: крайне дорогостоящие процедуры результат приносят лишь косметический, зачастую ведут к инвалидности и гибели пациентов.
Перечислим основные направления поиска средств физического омоложения и продления человека. Это поиск фармацевтами чудо-таблеток, а разработчиками медицинского оборудования — чудо-процедур для чудесной омолаживающей физиотерапии. Ведутся манипуляции с генетикой, пытаются задействовать для организма в целом механизмы омоложения, регенерации, работающие на уровне клеток и отдельных органов. Результаты близки к нулевым, не считая побочных полезных находок.
Полным непониманием сути проблемы, откровенно ложным путём выглядит достижение "бессмертия" превращением человека даже не в чисто биологический организм, а в механизм: "бессмертие" ценой превращения человека в киборга или цифровую копию личности на компьютере. Какие уж тут радости жизни!
Есть ещё один путь, который может показаться хорошим решением означенной проблемы: пересадка жизненно важных органов — замена старых, больных и изношенных, молодыми да здоровыми. Можно от людей-доноров, в перспективе же — выращиваемых искусственно. Недавно на 102-м году жизни скончался миллиардер Дэвид Рокфеллер, который перенёс семь таких пересадок сердца. Однако насколько можно завидовать долголетию смертельно больного, страдающего инвалида, — отдельный вопрос. Смежный с моральным вопросом о допустимости эвтаназии.
Не царь, не бог и не герой...
Подобного рода исследования по ложным, тупиковым путям могут вестись ещё долгие десятилетия, сожрать огромные бюджеты. Но результаты по-прежнему будут близки к нулевым. Или окажутся обременёнными тем, что полностью обесценит их кажущиеся плюсы. Фундаментальная ошибка зарубежных соискателей "в сфере" омоложения, продления человеческой жизни вплоть до бессмертия — в сугубо технологическом подходе к человеку. В стремлении решить проблему с помощью исключительно внешних технических инструментов. Тем самым они автоматически переносят в высокие гуманитарные технологии методологию, свойственную естественным и техническим наукам.
Во-первых, человек физический ими рассматривается как исключительно биологический индивид. Во-вторых, человек рассматривается если и не как подопытный кролик, то исключительно как объект для омоложения, но не как его субъект.
Клиенту-пациенту разве что нужно будет проглотить чудо-пилюлю, залезть в чудо-аппарат, дать согласие на чудо-операцию. Разумеется, сперва оплатив счёт, выставленный "омолаживателями". Тогда его, без прочих собственных усилий, омолодят извне квалифицированные специалисты с помощью высокотехнологичных средств.
Подсказка верного пути содержится... в русских сказках. "Ты веками непонятна чужеземным мудрецам", — прекрасно написал о России Михаил Ножкин. Но так же им веками непонятны и "загадочная русская душа", и русские сказки. Хотя в них содержится секрет верного, успешного пути развития высоких гуманитарных технологий. Нужно только уметь их правильно прочитать и понять сокрытый смысл.
Обратим внимание на ключевой момент решения проблемы преобразования человека в русских сказках. Методологически русские сказки полярно противоположны бесплодному современному зарубежному подходу к решению проблемы омоложения и продления жизни. Пусть пока и в фантастической форме, они лучше помогают выполнить эту задачу, в неявной форме указывая верный путь.
Суть не в том, чтобы преобразить человека, сделать извне это невозможно по определению. Существенные физические преобразования человека возможны только в результате его собственной работы — его преображения, вернее, самопреображения. В этом проявляется его собственно человеческая сущность homo sapiens, именно этим он и отличается от прочих биологических видов.
Самооборона истории
Обратим внимание: главный сказочный герой, которому удаётся омолодиться, в подавляющем большинстве случаев — человек из народа. Пахарь, ремесленник, воин. Если даже и царь, то только хороший, добрый. Далее: чудо с ним происходит не "на халяву", не покупается за деньги, не является следствием обмана, насилия, воровства — нет, оно совершается в результате долгих тяжких трудов, прохождения смертельно опасных испытаний, переживания физических и душевных мук.
Герой сказки может отправляться на поиск средств омоложения, продления жизни не для себя и не по доброй воле. Но по велению царя, под угрозой смертной казни себя или близких людей. Важно, что герой либо изначально добр, либо становится таким. Сказочные злодеи могут обладать волшебными качествами — вроде Кощея Бессмертного. Могут временно завладевать чудесными предметами и способностями, чтобы нанести ущерб герою, убить его. Но в итоге они оказываются побеждены.
В финале русских сказок обязательно побеждает добро, торжествует справедливость. Молодость, красоту, долголетие главный герой обретает как приз за альтруизм, самоотверженность, заботу о ближнем, за свои великие труды, проявленный героизм и совершённые подвиги. Восхождение на царский трон и женитьба на прекрасной девице — не исходное состояние, не цель, а просто то, что сопутствует произошедшему с героем преображением. Это своеобразный "бонус", к которому герой изначально не стремился, лишь по принуждению выполняя титаническую работу. Процедура омоложения в сказке — фильтр, отделяющий "агнцев от козлищ", некий аналог Страшного Суда:
На конька Иван взглянул
И в котел тотчас нырнул,
Тут в другой, там — в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
...
Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился,
Бух в котел — и там сварился!
Итак, в русских сказках в зашифрованном виде содержится главный секрет "рецепта" омоложения и продления жизни. Почему же зарубежными исследователи, если и читают русские сказки, то не видят этого, не могут правильно прочесть, понять?.. Ответ такой: в этой их психологической слепоте проявляются своеобразные защитные механизмы истории, общественного развития. Ведь главными "заказчиками" омоложения и бессмертия являются лидеры глобальной финансовой и политической элиты, эксплуатирующие остальное человечество и паразитирующие на нём. Которые с лёгкостью рассматривают проекты сокращения численности человечества за счёт "не нужного" для существования "золотого миллиарда". Но ведь сказано: "легче верблюду протиснуться сквозь игольное ушко, чем..."
Продолжим так: чем по заказу миллиардеров открыть эффективные технологии физического омоложения. Напротив, в истории русской общественной мысли были правильные подходы к прочтению "сказочного шифра". Среди лучших — "Философия общего дела" русского философа-космиста Н.Ф. Фёдорова. Он учил, что человечество избежит болезней и достигнет бессмертия не в том виде, какое оно было на тот момент. Но преображённое, точнее, преобразившееся, своими собственными совместными усилиями. Ослепительная мечта об омоложении не может сбыться, помимо нравственного преображения человека, но только лишь путём участия в великом "общем деле", таком, как результат великого трудового подвига по преобразованию себя.
Решению проблемы полноценного физического омолаживания, продления активного долголетия в полном расцвете сил помогал и помогает известный настрой советских людей, рождённых "чтоб сказку сделать былью". Этот подход доказал свою эффективность как в научно-технической, так и в гуманитарной области: успешно проведёнными в крайне тяжёлых условиях индустриализацией, культурной революцией, Великой Победой, атомно-ракетными проектами. Использованием уникальных разработок советских учёных, применением их продуктивных подходов в сфере высоких гуманитарных технологий, что есть и остаётся правильным путём прорывных открытий.
Павел Былевский