Следственный комитет России сообщил, что завершил расследование убийства музыканта и актера Игоря Талькова, совершенного более 30 лет назад в петербургском дворце спорта «Юбилейный». Материалы уголовного дела направлены в прокуратуру. В случае утверждения обвинительного заключения оно будет передано в суд для рассмотрения по существу.
Как известно, Игорь Тальков был застрелен в октябре 1991 года во время концерта за кулисами в ходе ссоры с концертным директором и телохранителем певицы Азизы Игорем Малаховым. В итоге обвинение в убийстве заочно предъявлено давно сбежавшему в Израиль концертному директору погибшего певца Валерию Шляфману. В России Шляфман заочно арестован и числится в розыске. Однако у нашей страны нет соглашения с Израилем об экстрадиции, а потому Шляфман не был выдан России.
Игорь Тальков в те годы был невероятно популярен своими патриотическими песнями, что сделало его одним из символов переходного периода в истории России. Он собирал стадионы, певца осаждали толпы восторженных поклонников.
Легендарной стала его песня о России:
А золотые купола
Кому-то чёрный глаз слепили:
Ты раздражала силы зла и,
видно, так их доняла,
Что ослепить тебя решили.
Россия...
Шляфман «обвиняется в убийстве и покушении на убийство, совершенных общеопасным способом»,— говорится в сообщении Следственного комитета ведомства. В ходе следствия было установлено, что в октябре 1991 года за кулисами дворца спорта «Юбилейный» во время переросшего в перестрелку конфликта между концертными директорами Игоря Талькова и Азизы (Азиза Мухамедова) по поводу очередности выступления артистов Валерий Шляфман выстрелил из револьвера в оппонента, но попал при этом в своего подопечного, причинив ему смертельное ранение. В 1992 году Шляфман был заочно обвинен в совершении непреднамеренного убийства. Но его уже не было в России.
Следователь Олег Блинов в интервью признался, что прежде следствие явно намеренно затягивалось: начальство банально не давало деньги для командировок в Москву, где жили свидетели. А они стали исчезать. В 1996 году был убит в драке телохранитель Талькова Барковский, второй телохранитель, Бондаренко, при странных обстоятельствах выпал из окна на третьем этаже, в 2016 году от рака скончался Малахов. В 2018 году следствие по делу было возобновлено по настоянию Татьяны Тальковой, но затем опять приостановлено, сейчас правоохранители объясняют заминку поиском убийцы.
Однако, в конце концов, следствие пришло к выводу, что в действиях продюсера имелся преступный умысел. В октябре 2021 года обвинение в адрес Шляфмана было ужесточено, а через три месяца петербургский суд вынес заочное решение о заключении его под стражу. Вслед за этим российская сторона обратилась к израильским властям с запросом об экстрадиции фигуранта, который, по данным СМИ, сменил фамилию.
По словам официального представителя СКР Светланы Петренко, за время расследования по всей России были допрошены свыше 150 свидетелей, среди которых «артисты эстрады, работники дворца спорта и сотрудники милиции, присутствовавшие на месте происшествия».
При этом у одного из специалистов, проводившего экспертизы в 1991-1992 годах, были изъяты вырезы с рубашки Шляфмана со следами крови и пороха, «имеющие существенное значение для установления причастности фигуранта к убийству».
Убийца Талькова Валерий Шляфман родом из Бердичева, который в свое время иногда именовали еврейской столицей Российской империи. Но в «столице» он жить не захотел, а отправился в Ленинград, как говорил один исторический персонаж «на ловлю счастья и чинов», где стал подвизаться в кулуарах советской эстрады. И преуспел. В 80-е годы он уже занимал должность концертного директора у знаменитой в СССР Людмилы Сенчиной. В это время Игорь Тальков, был участником музыкальной группы, аккомпанирующей Сенчиной. Именно в этот период и произошло их роковое знакомство.
С началом сольной карьеры Талькова, оборотистый Шляфман, быстро смекнув, что на его песнях можно делать деньги, взял на себя роль концертного директора Талькова, в то время как его родители уже заблаговременно переехали в Израиль.
В убийстве Талькова Шляфман так и не признался, а все время пытался свалить вину на Малахова. А в итоге сам укрылся в Израиле. А когда российские следователи пытались допросить его уже на территории этого государства, но местные власти в этом отказали.
Судя по сообщениям СМИ, на своей исторической родине убийца отнюдь не бедствует. После прибытия на «землю обетованную» Шляфман обосновался в Рамат-Гане, городе-спутнике Тель-Авива, где открыл продуктовый магазин. По его собственным словам, репутация обвиняемого в убийстве, сыграла на руку его бизнесу. Любопытные обыватели этого захолустного местечка, повалили в магазин толпами, чтобы на него поглазеть. В 2018 году Шляфман получил должность менеджера в одном из туристических агентств Израиля. До сих пор он – знаменитость, русофобская пресса с умилением описывает жизнь убийцы в Израиле, не скрывая к нему своей симпатии.
Почему певец-патриот выбрал себе такого концертного директора? А еще с советских времен других персонажей, которые умели «делать деньги» на нашей эстраде попросту не было. А свой творческий путь Тальков начал со школы. В возрасте 16 лет он создал свой первый ВИА «Былое и думы», после школы пытался поступить в театральное училище, затем учился в Тульском пединституте и институте культуры в Ленинграде. Проходил службу в рядах Советской армии – в строительном батальоне в подмосковном Нахабине, участвовал в самодеятельности. В итоге связал свою жизнь с музыкой, и несколько лет играл в ресторанах Москвы и Сочи, с такими именитыми коллективами, как «Песняры» и «Веселые ребята», однако «кабацкая» жизнь ему быстро наскучила, так как он считал, что играть на заказ унизительно.
В 1986 году он совместно с Ириной Аллегровой стал солистом и аранжировщиком в группе «Электроклуб». В составе этой группы в 1987 году Тальков спел свои знаменитые «Чистые пруды», и на другой день проснулся знаменитым. Вскоре он создал собственную группу «Спасательный круг», начал изучать историю России. Много времени, как рассказывают, проводил за чтением архивных документов, которые начал открывать в те годы. Как считают, «листая старую тетрадь, расстрелянного генерала…» во время очередной бессонной ночи за историческими мемуарами, Тальков буквально за несколько минут написал знаменитую песню «Россия», где выплеснул на бумагу всю свою боль и мысли о Родине. С концерта она попадает в телеэфир, и в одно мгновение становится популярной.
Весь 1991 год Тальков со своей группой активно выступал на просторах СССР с авторской концертной программой «Суд». В ней певец от лица погибшего белогвардейского офицера обвинял большевиков в гибели дореволюционной России и в катастрофе страны в 90-е. Причем он предъявлял им сугубо личный счет. Ведь сам Тальков был из семьи репрессированных. Его предки были казаками и белогвардейскими офицерами, да и родители познакомились в Сиблаге.
По его замыслу, эта концертная программа представляла собой суд над руководителями Октябрьской революции 1917 года и всеми последующими правителями Советского государства, которые, по мнению Талькова, разрушили великую страну и превратили ее в сырьевой придаток Запада.
Тальков будил в русских людях какую-то глубинную, родовую память о великом прошлом России. Сам, обладая харизматической внешностью, словно сошедший с картин былинный русский витязь, вселял в сердца русских людей, растерявшихся в результате развала огромной страны и возникшей смуты, надежду на лучшее.
На то, что творящийся вокруг хаос и глумливое торжество негодяев, начавших грабить страну, все это пройдет. И Россия, мощная и прекрасная, снова воскреснет.
Игорь Тальков яростно выступал одновременно против и большевиков, и против тех, кто после краха СССР стал прислужником Запада. Так что врагов у него было хоть отбавляй. Те, кто ненавидел Россию, люто ненавидели и его. Ему много раз угрожали.
Как рассказывали в его окружении, незадолго до рокового концерта он купил для самообороны газовый пистолет. А либеральная критика всячески пыталась опорочить его творчество, распространяя о певце-патриоте всякого рода гнусные небылицы. Его недруги не унимались даже после его гибели, всячески выгораживая сбежавшего в Израиль убийцу. Не унимаются они и сейчас. Но песни Игоря Талькова, замечательного русского певца-патриота, продолжают жить. Как говорят, их очень любят бойцы, сражающиеся в зоне СВО на Украине. Так что он был прав, когда пророчески написал:
Я пророчить не берусь
Но точно знаю, что вернусь
Пусть даже через сто веков
В страну не дураков, а гениев.
И, поверженный в бою
Я воскресну и спою.
Да, Игорь Тальков продолжает петь, и его песни продолжают помогать патриотам России бороться с ее недругами. В Щекино, где родился и вырос Тальков, установлен бронзовый памятник в его честь. В Москве создан посвященный ему музей. А в Санкт-Петербурге на дворце спорта «Юбилейный» установлена мемориальная доска с надписью «Вечная память погибшему за Россию поэту, певцу и композитору Игорю Талькову от русского народа».
Автор: Игорь Веремеев