На выставке «Россия. Моя история. 1945–2016», открывшейся 4 ноября в столичном Манеже, детей учат добрым, светлым и общественно полезным вещам.
Например, сажать деревья, а затем планировать целые лесополосы. Еще они могут лично размещать на карте Москвы высотки, своими руками собирать космические ракеты и станцию «Мир», отлаживать работу единой энергосистемы СССР, участвовать в викторинах о советских достижениях, спорте и кино.
Дети с возбуждением бегают по прекрасно оформленным залам и открывают всевозможные подробности жизни, которые нам представляются сами собой разумеющимися. Вопросы сыплются градом: «А что за машина — «Победа»?», «А что такое ГУЛАГ?», «А с кем воевала Корея?», «А почему упали цены на нефть?», «Зачем Горбачев отдал всю Европу задаром?», «И у тебя был ваучер?», «Черта бедности — что это?», «Почему революции назывались «цветными»?»
У взрослых похожие развлечения: можно, к примеру, угадывать реплики Хрущева на разные картины с авангардной выставки в Манеже. Это легко — оцениваешь свою реакцию и переводишь ее на хамоватый язык «кукурузника». Можно изучить интерактивный стол с предметами быта советского человека: бутылка кефира показывает кадры из «Шурика», селедки приветственно кивают головами килькам, а фишки домино складываются в слово «Рыба». На другом столике диссидентская пишущая машинка выдает один за другим анекдоты, спустя сорок лет не кажущиеся смешными: «Политбюро постановило: считать спину товарища Брежнева его грудью».
У поклонников диссидентов, кстати, выставка вызовет очередные приступы злости — об особенностях этого движения рассказано предельно честно: и о связях с иностранными спецслужбами, и об играх с КГБ, и о террористической деятельности. Мы ведь и в самом деле как-то позабыли об этом аспекте борьбы с советской властью — взрыв в московском метро (страшная фотография последствий), захваты самолетов... Вот портрет отважной стюардессы Нади Курченко, преградившей «свободным европейцам» Бразинскасам путь в кабину пилота и сраженной пулей. Вспоминаем песню «Звездочка моя ясная», которую народ посвятил юной героине.
В одном из залов обнаруживаю инфографику, созвучную моей статье на тему «кто кого кормил в СССР». Представлены наглядные весы: на одной гире производство, на другой — потребление союзной республики. И сразу понятно, что шестую часть суши кормят, по сути, РСФСР и Белоруссия, в то время как прочие, сытно кушая, ухитряются еще и проклинать «русских колонизаторов и оккупантов». Впрочем, постсоветская история все расставила на свои места.
«Горбачевский» и «ельцинский» залы мои дети назвали «комнатами страха», а показанные ролики о политике реформаторов — «фильмами ужасов». А еще там есть самая настоящая «тетрадь смерти». Один за другим вспыхивают названия промышленных предприятий: «Вятско-Полянский машиностроительный», «Самарский металлургический», «Челябинский тракторный», «Автозавод имени Лихачева»... И поверх крупная кровавая нашлепка: «Продано». Какие-то из этих заводов выжили, иные доведены были до банкротства, многие — уничтожены и распроданы едва ли не на металлолом. Указывается анекдотическая цена, уплаченная «прихватизаторами» 90-х за советские производственные гиганты: 2 млн долларов, 5 млн... Дороже стоили автомобили, которые они выбрасывали, когда забивалась пепельница. Страшный трагический мартиролог — следствие спровоцированной реформами деиндустриализации, едва не скинувшей нас в каменный век.
Внезапно оказалось, что юные посетители очень хорошо чувствуют ужас той реальности, в которую мы были вброшены перестройкой и распадом. «Папа, как же тебе страшно тогда жилось». Их одинаково возмущают заискивание Горбачева перед мировым сообществом и бравый тон Ельцина, сообщающего Бушу о том, что СССР уничтожен. Им отвратителен «первый президент», расстреливающий парламент, развязывающий руки грабителям и сепаратистам: «берите власти столько, сколько можете проглотить».
Сказками про «сладкие девяностые» можно прельстить разве что креаклов, некогда зажигавших на первых кокаиновых дискотеках. Наше новое поколение уже сформировано в мире, где Родина, стабильность, социальная защищенность опять в ряду ценностей. «Мама, представляешь, в 99-м году материнский капитал равнялся нулю!» Им трудно вообразить, что такого понятия просто не существовало. Счастливые дети великой страны, согретой крымским солнцем. Надеюсь, они будут вспоминать свое детство с благодарностью...
Но все-таки очень хорошо, что «путинский» зал не состоит из одних славословий и рапортов об успехах. Колоссальная динамика возрождения — налицо. Цифры говорят сами за себя. Однако также свидетельствуют и о том, что во многих сферах социальный коллапс продолжается. Количество больничных коек: 2000 г. — 1 672 000, 2016 г. — 1 267 000. Численность учителей, упавшая почти на 40 процентов: с 1767 тыс. до 1 миллиона. Тут нечем гордиться, надо исправлять положение. А где взять денег? Только в новом витке индустриализации, восстановлении промышленного потенциала, невозможном без импортозамещения.
На прощание — зал с цитатами выдающихся людей о России, ее людях и истории. Не так давно я очутился в Париже в доме философа Н. А. Бердяева и на посвященных его памяти чтениях, объединивших наших и французских интеллектуалов. И был рад снова обратиться к четкой формулировке мыслителя: «Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира».
Трудно не согласиться с одним из умнейших соотечественников. Наша история — история русской нации; многих поколений, объединенных общим делом и волей к будущему, смело и твердо шагающих сквозь века. Это блестяще передано на всех четырех выставках «Россия. Моя история»: Рюриковичи, Романовы, 1917–1945 и 1945–2016.
ХОЛМОГОРОВ Егор