Русские Вести

Художник Василий Поленов. Великий. Неизвестный


Называя творчество художника Василия Поленова пластом русского изобразительного искусства, исследователи не совсем точны в этом определении. Поленов успел создать не один такой пласт, так как достиг совершенства в нескольких направлениях.

Истоки таланта и его огранка

С детских лет, воспитываясь в большой дворянской семье, Василий получил хорошее воспитание и безупречное образование. Формированию художественного вкуса и развитию способностей сопутствовали родные художника и лучшие преподаватели. Мать сама давала первые уроки детям вместе с библейскими чтениями, историческим и культурным воспитанием. Известно, что в молодости она брала уроки у Карла Павловича Брюллова. Затем Василий, вместе с сестрой, обучались у мастеров из Академии художеств.

«Христос и грешница», 1888

«Христос и грешница», 1888

Поленов с юных лет был наделён разносторонними талантами. Он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а закончил юридический. Но всё это время продолжал обучение и в Академии художеств, которую окончил наравне с университетом.

"На лодке. Абрамцево.", 1880

Наиболее значительный вклад в становление молодого Поленова внёс Павел Чистяков, занимавшийся репетиторством ещё будучи студентом. Формирование и становление художника продолжалось и другими мэтрами русского академического искусства.

"Московский дворик", 1878

"Заросший пруд", 1879

Первые золотые медали за свои картины («Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира») Поленов получил ещё школяром. Славу одной из них разделил вместе с уже ставшим тогда известным художником Ильёй Репиным.

"Портрет художника Ильи Репина", 1879

Библейская тема при этом в творчестве Василия Дмитриевича не случайна. Дело не только в том, что она была популярна и по праву считалась венцом большинства мастеров этого времени, но и в том, что в семье Поленовых библейскому воспитанию уделялось большое внимание. Сюжеты христианства и христианской истории, поиск своего понимания библейских истин золотой нитью прослеживаются на протяжении всего творческого пути художника.

"Монастырь над рекой,"1899

Стороны света в творчестве мастера

Василий Дмитриевич Поленов довольно рано стал академиком и получил широкое признание именитых коллег и просвещённой публики. Занимался преподаванием, поддержкой и популяризацией изящных искусств. Его учениками и последователями стали многие замечательные русские творцы. Среди них И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов и многие другие.

"Право господина", 1874

С юных лет и до последних дней он много путешествовал. Это не были поиски праздной жизни. Во время поездок художник работал особенно много и продуктивно. Европейские турне, два больших путешествия на Ближний Восток к истокам христианства, русский Север, Поволжье, города российской глубинки, прифронтовые территории — все находило отражение в крупных циклах работ.

"Мечты",1894

"В парке. Местечко Вёль в Нормандии", 1874

Одной из отличительных черт картин маэстро часто называют продолжение русских традиций академического реализма. Но, возможно, главной особенностью всех его работ стала приверженность художника к светлой стороне мироздания. Действительно, в его работах всегда прослеживается поиск именно светлых истин, взглядов и суждений. Не выражение позитивных впечатлений — их трудно обнаружить во фронтовых зарисовках или трагических сюжетах — а поиск верного пути, истинных ценностей, светлой человеческой и природной сущности окружающего мира.

"Горелый лес",1881

"Одалиска", 1875

Тектонические пласты культуры

В современном восприятии творчество Поленова, скорее всего, можно отнести к недооцененному наследию. «Академический реализм» — один из современных ярлыков. Такого понятия просто не существовало во времена жизни этих мастеров. Другой ярлык, ещё более неказистый — «Передвижники».

"Старая мельница", 1880

"Стрекоза («Лето красное пропела…»)", 1876

Поленов и несколько других великих живописцев действительно организовали новаторское движение передвижных выставок. Это был способ заработка. Бизнес модель, как бы назвали сегодня. Конечно, выставки носили и просветительских характер, но были придуманы именно для реализации работ. Позже «передвижников» преподносили как нечто похожее на народное движение. Однако, не всегда умелое насаждение «принципов народничества» «искусствоведами в штатском» до сих пор мешает адекватному восприятию многих шедевров русской живописи. Вырученные средства от продажи картин художники использовали по-разному. Поленов вложил много средств, времени и сил в меценатство, в поддержку народных талантов. Это коснулось и живописи, и театра. Так называемый "Поленовский дом" — только один из эпизодов деятельности живописца.

"Ближневосточный пейзаж", 1881

Оценивая наследие Василия Дмитриевича в русской культуре стоит напомнить, что он творил и достиг блистательных вершин в самых разных направлениях:

"Бабушкин сад", 1878

"Венецианский дож", 1874

  • Классический портрет — признанный портретист того времени не только инициативно писал друзей и случайных встречных, он получал много заказов именитых особ;

"Пруд в Абрамцево", 1883

  • Пейзаж — здесь Поленов признанный мэтр, но очень многие работы мало известны широкой публике из-за навязчивого распространения только части из них;

"Воскрешение дочери Иаира", 1871

  • Библейский сюжет — золотая нить творчества художника, где его совершенствование и самобытность прослеживается на всём жизненном пути;

"Цезарская забава", 1879

  • Историческая живопись — в этом жанре верный сын Отечества тоже достиг самой высокой пробы, не изменяя собственной манере и увековеченным канонам;
  • Театральная живопись, иллюстрация — книги, идеи афиш, театральные образы, стили созданные Василием Дмитриевичем вошли в состав элементов фундамента этого жанра.

"Парфенон. Храм Афины-Парфенос", 1882

Заглавная картина: "Сосновый бор на берегу реки"

Источник: zen.yandex.ru