Называя творчество художника Василия Поленова пластом русского изобразительного искусства, исследователи не совсем точны в этом определении. Поленов успел создать не один такой пласт, так как достиг совершенства в нескольких направлениях.
Истоки таланта и его огранка
С детских лет, воспитываясь в большой дворянской семье, Василий получил хорошее воспитание и безупречное образование. Формированию художественного вкуса и развитию способностей сопутствовали родные художника и лучшие преподаватели. Мать сама давала первые уроки детям вместе с библейскими чтениями, историческим и культурным воспитанием. Известно, что в молодости она брала уроки у Карла Павловича Брюллова. Затем Василий, вместе с сестрой, обучались у мастеров из Академии художеств.
«Христос и грешница», 1888
Поленов с юных лет был наделён разносторонними талантами. Он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а закончил юридический. Но всё это время продолжал обучение и в Академии художеств, которую окончил наравне с университетом.
"На лодке. Абрамцево.", 1880
Наиболее значительный вклад в становление молодого Поленова внёс Павел Чистяков, занимавшийся репетиторством ещё будучи студентом. Формирование и становление художника продолжалось и другими мэтрами русского академического искусства.
"Московский дворик", 1878
"Заросший пруд", 1879
Первые золотые медали за свои картины («Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира») Поленов получил ещё школяром. Славу одной из них разделил вместе с уже ставшим тогда известным художником Ильёй Репиным.
"Портрет художника Ильи Репина", 1879
Библейская тема при этом в творчестве Василия Дмитриевича не случайна. Дело не только в том, что она была популярна и по праву считалась венцом большинства мастеров этого времени, но и в том, что в семье Поленовых библейскому воспитанию уделялось большое внимание. Сюжеты христианства и христианской истории, поиск своего понимания библейских истин золотой нитью прослеживаются на протяжении всего творческого пути художника.
"Монастырь над рекой,"1899
Стороны света в творчестве мастера
Василий Дмитриевич Поленов довольно рано стал академиком и получил широкое признание именитых коллег и просвещённой публики. Занимался преподаванием, поддержкой и популяризацией изящных искусств. Его учениками и последователями стали многие замечательные русские творцы. Среди них И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов и многие другие.
"Право господина", 1874
С юных лет и до последних дней он много путешествовал. Это не были поиски праздной жизни. Во время поездок художник работал особенно много и продуктивно. Европейские турне, два больших путешествия на Ближний Восток к истокам христианства, русский Север, Поволжье, города российской глубинки, прифронтовые территории — все находило отражение в крупных циклах работ.
"Мечты",1894
"В парке. Местечко Вёль в Нормандии", 1874
Одной из отличительных черт картин маэстро часто называют продолжение русских традиций академического реализма. Но, возможно, главной особенностью всех его работ стала приверженность художника к светлой стороне мироздания. Действительно, в его работах всегда прослеживается поиск именно светлых истин, взглядов и суждений. Не выражение позитивных впечатлений — их трудно обнаружить во фронтовых зарисовках или трагических сюжетах — а поиск верного пути, истинных ценностей, светлой человеческой и природной сущности окружающего мира.
"Горелый лес",1881
"Одалиска", 1875
Тектонические пласты культуры
В современном восприятии творчество Поленова, скорее всего, можно отнести к недооцененному наследию. «Академический реализм» — один из современных ярлыков. Такого понятия просто не существовало во времена жизни этих мастеров. Другой ярлык, ещё более неказистый — «Передвижники».
"Старая мельница", 1880
"Стрекоза («Лето красное пропела…»)", 1876
Поленов и несколько других великих живописцев действительно организовали новаторское движение передвижных выставок. Это был способ заработка. Бизнес модель, как бы назвали сегодня. Конечно, выставки носили и просветительских характер, но были придуманы именно для реализации работ. Позже «передвижников» преподносили как нечто похожее на народное движение. Однако, не всегда умелое насаждение «принципов народничества» «искусствоведами в штатском» до сих пор мешает адекватному восприятию многих шедевров русской живописи. Вырученные средства от продажи картин художники использовали по-разному. Поленов вложил много средств, времени и сил в меценатство, в поддержку народных талантов. Это коснулось и живописи, и театра. Так называемый "Поленовский дом" — только один из эпизодов деятельности живописца.
"Ближневосточный пейзаж", 1881
Оценивая наследие Василия Дмитриевича в русской культуре стоит напомнить, что он творил и достиг блистательных вершин в самых разных направлениях:
"Бабушкин сад", 1878
"Венецианский дож", 1874
- Классический портрет — признанный портретист того времени не только инициативно писал друзей и случайных встречных, он получал много заказов именитых особ;
"Пруд в Абрамцево", 1883
- Пейзаж — здесь Поленов признанный мэтр, но очень многие работы мало известны широкой публике из-за навязчивого распространения только части из них;
"Воскрешение дочери Иаира", 1871
- Библейский сюжет — золотая нить творчества художника, где его совершенствование и самобытность прослеживается на всём жизненном пути;
"Цезарская забава", 1879
- Историческая живопись — в этом жанре верный сын Отечества тоже достиг самой высокой пробы, не изменяя собственной манере и увековеченным канонам;
- Театральная живопись, иллюстрация — книги, идеи афиш, театральные образы, стили созданные Василием Дмитриевичем вошли в состав элементов фундамента этого жанра.
"Парфенон. Храм Афины-Парфенос", 1882
Заглавная картина: "Сосновый бор на берегу реки"