Русские Вести

Взгляд на культуру в свете Специальной военной операции


Полгода с начала Специальной военной операции, осуществляемой Вооруженными силами Российской Федерации на Украине с целью демилитаризации и денацификации Украины – повод для разговора о «внутренней Украине» или «анти-России» на территории самой России, то есть о рецидивах российской культуры в её современном изводе. Не будем далеко ходить за примерами, Международный Петербургский экономический форум достаточно внятно манифестирует такие:

Программа "Оммаж Яну Фабру" в Эрмитаже, 2017 год. Двадцатичетырехчасовой спектакль "Гора Олимп", действие которого разворачивается на фоне вальяжно возлежащего обнажённого мужчины, с действующими лицами – тоже голыми или в набедренных повязках гендерах, списанных, словно с персонажей Christopher Street Day, ежегодного гей-парада в Германии и Швейцарии, проводящегося «в честь празднования успехов, достигнутых ЛГБТ-движением и против дискриминации ЛГБТ».

Фрик-шоу с участием дегенеративного тик-токера «Дани» Милохина, лица форума-2021, откровенного Шарикова, вышедшего из-под ножа нынешних Преображенских, то есть культурологов, политтехнологов, медиа-менеджеров, интересантов – «жирных, - по слову Евгения Пригожина, - скотов».

Явление Филиппа Киркорова, это уже форум-2022, только-только оттоптавшегося на Православном кресте в своем шоу в Кремлевском Дворце. На форуме заявил о себе в новом амплуа «бизнесмена», после чего «бизнесмен» был замечен в компании не менее экзотических бинарных или небинарных существ.

Назвать вышеперечисленные, как принято говорить, «кейсы» – оригинальными, было бы преувеличением. Всё это, или почти всё, уже видели-перевидели на выставке "Арт-Манеж" с рубящем иконы Тер-Оганьяном, или в ГМИИ имени Пушкина под эгидой Марины Лошак с подвешенным под потолок чучелом жеребца, или в Большом театре и МХТ имени Чехова, в громких продукциях от "Детей Розенталя" Леонида Десятникова до "Идеального мужа" Константина Богомолова и так далее и тому подобное, имя чему – легион, в свете которых как-то странно зазвучали с началом Специальной военной операции гневные заявления об отмене русской культуры на Западе.

О какой отмене, – хотелось спросить, – идет речь? Если не Россия ли по заказу новой перестроечной компрадорской элиты целенаправленно и методично отменяла русскую культуру, продвигая идеологию Pax Americana? Если маргинализация русской культуры, тотальная «зачистка» России от бэкграунда русской культуры даже получила своё название – «либеральный фашизм»? Если ныне прокачиваемая на Западе модная тема «секса с животными» для России, можно сказать, плюсквамперфект, давно прошедшее время: «московский акционист» Олег Кулик, кстати, родом из Киева, ещё на 35-й Ярмарке современного искусства FIAC в парижском музейном комплексе Grand Palais сорвал сенсацию серией работ "Зоофилия". Если культура России встроена в каркас глобального Запада, «переведена на стандарты оружия НАТО». Вспомним, хотя бы и примера ради, договор Эрмитажа с Фондом Гуггенхайма, третье лицо – Министерство культуры РФ , подписанты которого Михаил Пиотровский, Томас Кренс, Михаил Швыдкой. В меморандуме последующей встречи президентов России и США министр культуры Михаил Швыдкой так и отметил: «Воплощение в жизнь беспрецедентной по своему масштабу, культурной и политической значимости программы долгосрочного партнерства Государственного Эрмитажа и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма, несомненно, выведет гуманитарное и культурное сотрудничество России и США на принципиально новый уровень». Вспомним и консалтинговую компанию Boston Consulting Group как спонсора Третьяковской галереи по воле Зельфиры Трегуловой – директора галереи, креатуры министра культуры Владимира Мединского; должностные обязанности спонсора: реформирование системы управления, проведение маркетинговых кампаний, оптимизация бизнес-процессов, фандрайзинг (стратегии по привлечению средств). К сведению, Вoston Consulting Group входит в тройку крупнейших международных консалтинговых компаний и не секрет, что топ-менеджеры таковых имеют выходы на влиятельных лиц, владеют обширной информацией и как нетрудно догадаться, работают исключительно в интересах своей компании и страны, её представляющей.

Но это, частности.

В целом, хотела бы отметить, ссылаясь на мнение специалистов, что в России к концу нулевых сложилась своего рода архитектура культуры. Триада из проектов: сетевых медиа; общественных пространств и многофункциональных культурных центров; институтов и «мозговых центров». Проекты как самостоятельные, так осуществляющие пиар друг другу, значительно расширили вовлеченный в культурный процесс круг лиц (хипстеры плюс богемная буржуазия), подцветили цветами радуги ориентацию культуры России на Запад, что не умаляло, конечно, продолжения раскручивания магистрального тренда об ужасах СССР, «Сталине – ГУЛАГе» и «кровавой кэбни». Теперь культура – становой хребет, по линии которого происходит разделение на «мы» и «они». «Мы» - свобода, цивилизация, элитарии, «они» - тоталитарный режим, варварство, плебс.

Обозначены и красные линии.

Во-первых, культура – зона экстерриториальности, свой Ватикан, государство для культуры – зло. Во-вторых, тема культуры столь тонка и деликатна, что неприлична сама мысль об источниках и масштабах её финансирования. Разве что для посвященных знание: культура – черная дыра, прошита миллиардными, в том числе, государственными траншами, где всё неоднозначно, вязко, липко, топко, где «всё так и не так», где обратная сторона ультра-либерала – ура-патриот и наоборот в зависимости от момента (привет страстям вокруг премьеры "Нуреева" от Кирилла Серебренникова в Большом или выхода на широкий экран фильма "Матильда" от Алексея Учителя), где игра на гордыне, тщеславии, тайных пороках правит бал.

Переломным, во всяком случае, так казалось, стал 2014 год.

Президент Владимир Путин посягнул на «святое». Поручил своей Администрации разработать законопроект "О культуре" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О культуре". Был создан своего рода «штаб» во главе с советником президента по культуре Владимиром Толстым, выделен бюджет, начались заявления, прения, обсуждения. В результате, Закон "О культуре" признан «одним из российских «законодательных долгостроев». Ну в 2019-м, – пообещали, – страна встретит новый Закон "О культуре".

Тогда же на страницах "Ведомостей" появилась статья Екатерины Дёготь – небезызвестного арт-дилера, куратора выставок, искусствоведа, одного из знаковых игроков на поле культуры. Название статьи "Новая нянечка чисто метёт. Как бороться с государством на местах". И вот фрагмент:

«Мы, даже те из нас, кто вынужденным образом работает в государственных структурах (о, подлый кровавый режим!), просто должны перестать считать большие государственные проекты престижными. <…> Будем использовать государство только как источник своих личных средств к существованию, но пусть наш ум и сердце будут в другом месте. <…> Если это будет означать использование западных фондов или российских частных денег – мы должны делать это сознательно, выбирая союзников и соратников, и защищать свой выбор, тем самым политизируя тех, кто нас поддерживает. Выбор негосударственного пути развития культуры и общества должен стать нашей стратегией».

И здесь ни слова на ветер.

Влияние Екатерины Деготь на центры принятия решений беспрецедентно. Стоило ей накануне Олимпиады-2014 в Сочи заметить на билбордах - рекламной кампании жилого комплекса "Горки-Град" - синеглазых, русоволосых спортсменов (арт-проект Doping Pong), как на следующий день ни билбордов, ни арт-проекта, ни синеглазых, русоволосых спортсменов уже не оказалось. А вскоре после публикации статьи Екатерина Деготь выехала в Германию. В Академии искусств мира (Кёльн) заняла должность арт-директора, для Deutsche Welle дала интервью, в котором прокомментировала возвращение Крыма в состав России, заявив о «фашистском клерикальном фундаменталистском перевороте на всех уровнях» в России, призвав «задуматься над тем, что такое вообще планетарные искусство и культура в широком смысле этого слова».

2022 год отзеркалил 2014-й.

Президент Владимир Путин, проводя встречу с лидерами фракций Госдумы, призвал к общенациональной поддержке военнослужащих, участвующих в Специальной военной операции Вооруженных сил России на Украине, к выработке общенациональной повестки поддержки Вооруженных сил. «Страна живет обычной, мирной жизнью, - цитируют президента СМИ. - Лето, курортный сезон, культурная жизнь, выставки. А ребята пашут там под пулями, понимаете? Жизнью рискуют и товарищей своих теряют в бою ради Родины!»,

В ответ… трансгуманизм. Хлеб-соль для «испуганных патриотов» с берегов Мертвого моря, гальванизация «знаменитостей» - «лидеров общественного мнения», о которых сегодня впервые узнаешь из топ-новостей Яндекса. Ещё из новостей: «Исполнительным директором Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника – пишет Алексей Иванов, - назначена Алина Сапрыкина, арт-менеджер из безоговорочно либеральной тусовочки, преданный адепт современного искусства». С ресурса NEWS.ru, пишет Виктория Катаева: «Члены рабочей группы Госдумы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры (ГРАД) показали список из 142 знаменитостей, которые публично не поддержали спецоперацию на Украине. В список, в частности, попали гендиректор Первого канала Константин Эрнст, режиссер Федор Бондарчук, актер Данила Козловский».

В сущности, иного мало кто и ожидал.

Другое важно.

Важно, чтобы Специальная военная операция Вооруженных сил России, предотвратив внешние угрозы для нашей страны, обратилась – к внутренним. Вышла на фронт без снарядов и пушек, на «культурный фронт», на котором Россия трижды за ХХ век претерпевала сокрушительные поражения.

Ибо, если не СВО, то – кто?

Илл. Павел Рыженко. "Победа Пересвета"

Марина Алексинская

Источник: zavtra.ru