Русские Вести

Вспоминая Сергея Юрского


Актёру и режиссёру, любимому миллионами мастеру экрана и сцены, народному артисту РСФСР Сергею Юрьевичу Юрскому (1935-2019) в эти дни исполнилось бы 90. 40 лет своей творческой жизни артист посвятил Театру Моссовета.

Здесь он сыграл одиннадцать спектаклей, в том числе по Достоевскому, Островскому, Ибсену, Жану Аную, семь из которых поставил сам, а три из них – по собственным пьесам. Юрский участвовал и в нескольких мхатовских спектаклях. В Москву, под давлением обстоятельств, семья переехала 1976 году, а в 1983-м Сергея Юрьевича пригласили во МХАТ, в инсценировку «Обвал» по роману Михаила Джавахишвили о человеке-звере, батраке Джако, который после революции прибирает к рукам всё принадлежащее князю, включая его жену. В 1992 году на мхатовской сцене шла антреприза Юрского «Игроки-XXI», в которой он перенёс гоголевских «Игроков» в современную Россию, где всем правят шулера и проходимцы. Юрский был занят в трёх спектаклях Художественного театра: в гоголевской «Женитьбе», «Нулях» по пьесе Павла Когоута о Пражской весне и «После репетиции» Вячеслава Долгачёва по Ингмару Бергману. В МХТ имени Чехова работают его вдова Наталья Тенякова и дочь Дарья Юрская. 


В Театральный институт имени Островского Юрский поступил в 1955 году, бросив три курса юрфака, в 1957-м был приглашён в Большой драматический театр имени М.Горького, и с середины 60-х стал одним из ведущих актёров товстоноговской труппы. 

Когда Юрский переезжал в Москву, в его репертуаре были такие роли, как Чацкий, Эзоп, Илико, Тузенбах, Джузепе Дживолла, профессор Полежаев, Осип, Генрих IV, собственные режиссерские работы. Критики называли его одним из главных артистов эпохи оттепели, «точно попавшим в нерв времени».

Сергей Юрский был мастером художественного слова, о том, как он читал Пушкина, Гоголя, Блока, Булгакова, Зощенко, Бродского, немало написано. Он проникал в суть авторского текста как исследователь, собственно, так всегда строились его отношения с театром и кино. Впрочем, он и сам был не чужд сочинительству. Перу Юрского принадлежат циклы стихов, рассказов, повестей, очерков. 

Памяти Сергея Юрского режиссёр Марина Брусникина с артистами Театра Моссовета показала литературно-музыкальную композицию «Однажды ещё что-нибудь произойдет…». Этой строкой заканчивается первая книга Юрского «Кто держит паузу», 1977. 

...На экране менялись кадры из личного фотоархива артиста, кадры из фильмов и спектаклей с его участием. Все, конечно, припомнили «Человека ниоткуда» – первую большую роль в кино Сергея Юрского, фильм называли «прекрасным образчиком советской фантастики», «кино родом из принципиально иной эпохи, когда люди ещё без опаски смотрели в будущее и искренне мечтали о далёких мирах». Так или иначе, Чудак Юрского очаровал всех зрителей. А потом были – «Республика ШКИД», «Золотой телёнок», «Король-олень», «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Любовь и голуби», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». 

Встреться вам любой из его героев из этих картин, вам найдётся, о чём с ним поговорить, потому-то в зале была такая тёплая атмосфера, а за градусом её «следила» команда моссоветовцев, которым посчастливилось выходить на сцену с юбиляром. 

И прежде всего, это – «Дети Юрского», музыкальная группа театра, в составе которой Антон Аносов, Митя Фёдоров, Влад Боковин, Михаил Филиппов, Евгения Лях, Евдокия Карева, Павел Усачев и др. Своё выступление они воспринимают как дань памяти актёру. В качестве дани – музыкальные номера и композиция «Стулья», напомнившая театралам о тех самых «Стульях» Эжена Ионеско, поставленных Юрским в марте 1994-го в Школе современной пьесы. Режиссёр утверждал, что стулья тоже «могут говорить». Вне сомнения. В исполнении «Детей Юрского» прозвучала и любимая песня актёра – «Истамбул-Константинополь», а также песни на его стихи.

Сергей Юрский, как уже было сказано выше, известен как автор книг прозы и стихов. Его мудрые и остроумные стихи прочитали со сцены актёры Театра Моссовета – Марина Кондратьева, Екатерина Гусева, Александр Яцко, Валерий Яременко, Евгения Крюкова, Андрей Межулис... Семья тоже активно участвовала в вечере, дочь юбиляра Дарья Юрская поделилась со зрителями «Заповедями актёра», написанными её отцом: обнаружила их при разборе архивов. А его внук Алексей сыграл на рояле этюд Шопена, который нравился маме Сергея Юрьевича.

За друзей «отчитались» худруки двух театров – Эстрады и «Эрмитажа» – воспоминаниями о Юрском поделились Геннадий Хазанов и Михаил Левитин. Много добрых слов в память об артисте сказали по видеосвязи его ленинградские коллеги – народная артистка РСФСР Светлана Крючкова и народный артист СССР Олег Басилашвили. 

... Зрителям показали фото гримёрки, которую Юрский делил с Леонидом Марковым, а в соседках у них была сама Фаина Раневская. Он с удовольствием вспоминал, как работал с Раневской над ролью Фелицаты в спектакле «Правда – хорошо, а счастье лучше» Островского. 

«Помню, какая душевная атмосфера была на том спектакле в зале. Это была одна из последних ролей Фаины Раневской. Поначалу она отнеслась ко мне с осторожностью, – рассказывал в интервью нашему изданию Сергей Юрьевич, - сразу сказала, что у неё нет сил приходить на репетиции каждый день. И мы придумали выход: репетировали сначала в театре, а потом стали приходить к Раневской домой, и постепенно прониклись доверием друг к другу. Более двух лет играла она в этом спектакле, а потом, когда сил не стало, ушла».

Продемонстрировали на вечере и другие фотографии. На одной из них –Юрский с Тереховой и Пляттом работает над «Темой с вариациями», на другой – запечатлён рядом с Раневской, а на третьей – с Бродским в 1989 году в Нью-Йорке. В фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Юрский сыграл роль отца Бродского. И вот из того же нашего интервью: «Я знал Бродского в 60-е годы. Это был человек особенный, наделённый невероятными дарованиями. Ему не понадобились ни школа, ни университет, чтобы стать одним из самых образованных и влиятельных людей мира. И Нобелевская премия была ему наградой. Этот поэт внёс колоссальный вклад в историю нашей страны».

А на вечере дочь артиста рассказала, что на концертах отец читал стихи Бродского, хотя они были запрещены. Читал тайно, в афише они не были указаны. «Потом они стали друзьями, были на "ты", и Бродский посвятил папе стихотворение "Театральное", даже, я бы сказала, поэму», – рассказала со сцены Дарья Юрская. Поэма настолько поразила Сергея Юрьевича, что он написал ответ – стихи с таким же названием и с тем же последним словом: «занавес».

Помнится, в интервью я спросила Сергея Юрьевича о его спектаклях «Полонез, или Вечер абсурда» и «Предбанник», поставленных по его пьесам под псевдонимом Игоря Вацетиса в духе комедии абсурда. «Для меня абсурд не тема, – сказал он, – а инструмент, с помощью которого можно установить контакт со зрителем. Сначала огорошишь его художественными несоответствиями, абсолютно не рифмующимися вещами. А потом доказываешь, что это и есть отражение нашей жизни. Сейчас и артисты, и зрители находятся в трудном положении: театр очень изменился, а у людей мало денег и времени. То, что публика по-прежнему ходит на спектакли, меня удивляет и, несомненно, радует. Но многие зрители хотят просто отдохнуть: похохотать и потом похвастаться, что попали на известную постановку. Современный театр похож на балаган. А я застал времена, когда он был духовной потребностью... Имею в виду ленинградский БДТ под руководством Георгия Товстоногова, в котором мне посчастливилось играть двадцать лет».

Фото: Елена Лапина

Автор: Нина Катаева

Источник: www.stoletie.ru