Среди знаменитых кинокартин – «Мать», «Минин и Пожарский», «Суворов» и «Адмирал Нахимов»
Всеволод Илларионович Пудо́вкин родился 16 (28) февраля 1893 года в Пензе.
Свое истинное призвание – кино, Пудовкин обрел не сразу. На физико-математическом факультете Московского университета он изучал естественные науки. Но экзамены сдать не успел, после вступления России в Первую мировую войну записался добровольцем в действующую армию, служил в артиллерии. Был взят в плен и три года провел в Старгарде, в международном лагере военнопленных, здесь 3 года проработал химиком. После побега из лагеря вернулся уже в советскую Россию.
Жизнь Пудовкина перевернул просмотр эпического фильма «Нетерпимость» американского режиссера Дэвида Гриффита. Пудовкин всецело отдался магии кино, в 1920 году поступил в Госкиношколу (ныне ВГИК), где еще студентом работал как сценарист, режиссер и актер. От своего учителя Льва Кулешова он усвоил важность монтажа при создании фильма.
Его первая полнометражная картина «Мать», экранизация романа Максима Горького, сразу принесла ему большую известность не только оттого, что отлично вписывалась в новую идеологию, но и благодаря новаторским операторским приемам – людские лица здесь были показаны по-новому. Свое почтение начинающему режиссеру выразил прославленный мастер Сергей Эйзенштейн, он прислал Пудовкину статуэтку с ироничной подписью «Мать вашу приветствую».
Кинокартина «Мать» входит в число лучших фильмов всех времен и народов.
В 1927 году Пудовкин снял фильм «Конец Санкт-Петербурга», затем в 1929-м — фильм «Потомок Чингисхана», после чего направление его творчества изменилось — в тридцатые годы режиссер увлекся экспериментальными работами в кино.
Приход Гитлера к власти приостановил социалистический эксперимент в отечественной культуре. В преддверии большой войны в Советской России началась постепенная реабилитация русской истории и классической русской культуры.
Именно на это время пришелся новый взлет в творчестве Всеволода Пудовкина. В 1939 году он снял фильм «Минин и Пожарский», в 1941-м – «Суворов», в 1943-м – «Во имя Родины».
«Я хочу так накалить свою творческую энергию, чтобы мой ум был подобен вспыхнувшей молнии», - говорил Пудовкин. Энергия режиссера охватила не только его ум, но умы и сердца советских воинов, воевавших с фашистами.
Фильмы Пудовкина были тем случаем, когда музы, не молчат, но говорят вместе с пушками.
Сразу же после войны в 1947 году на экраны страны вышел фильм «Адмирал Нахимов». Эти три киноленты стали уникальной трилогией, показывающей широкому зрителю ярчайшие страницы отечественной истории.
Накопленный за время работы в кино огромный опыт Всеволод Пудовкин отразил в своих книгах и статьях. Они переведены на многие языки, их изучают во многих киношколах мира.
Кирилл Брагин