К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина в московском районе Якиманка во дворе музея, посвящённого поэту, появилась скульптура работы Григория Потоцкого. До сих пор в Москве было два известных памятника Сергею Есенину. Первый – работы Владимира Цигаля, установленный в 1972 году на Есенинском бульваре, и второй – работы Анатолия Бичукова, установленный в 1995 году на Тверском бульваре. Но новый памятник Есенину может затмить своей славой оба предыдущих. Актриса Мария Шукшина в своём Telegram-канале назвала его сатанизмом и надругательством. Скульптура, по её словам, не имеет никакого отношения к искусству. Однако сам художник утверждает, что критики в соцсетях его не поняли, что на самом деле он хотел донести правду о поэте, а не сделать его "чудовищем" или "гигантским насекомым", как пишут пользователи. Мария Шукшина в студии "Первого русского" объяснила свою позицию по памятнику.
"А кто есть Есенин в нашей литературе? Я сказал: Есенин – это ангел русской поэзии со сломанными крыльями. Так родился образ. Я тут же его без эскиза начал лепить сразу в размере. И в этот момент я вдруг увидел, как его снимают с верёвки и что это был за момент. Я, конечно, провёл параллель со снятием с креста. А так как снизу работа не пролепленная, пустотелая, возникает вопрос вознесения. И так в одной композиции я сделал сразу и распятие, и вознесение. А с чем ассоциируется поэзия Есенина? С душой русского народа. Самая главная ложь была в том, что объявили, что Есенин был пьяница и самоубийца, хулиган. Но самоубийц не отпевают, а его отпевали и хоронили при всём честном народе. Значит, в то время его смерть была распятием русской души.
Кому-то кажется, что поломанные крылья похожи на ласты. А вы возьмите любые крылья, поломайте их – на что они будут похожи? Все хотели бы, чтоб был образ златокудрого красавца у берёзы. Это ложь. Он сам этого не любил. Это был прямой, открытый человек, который бесконечно любил Родину",
– рассказал о своей работе в интервью Царьграду скульптор Григорий Потоцкий.
"Сатанизм чистой воды"
Олеся Лосева, телеканал Царьград: Вот такое мнение скульптора Григория Потоцкого. Получается, что проблема и сложность не только в визуальной составляющей, но и в смыслах, которые многим непонятны.
Мария Шукшина: Да, смыслы, конечно… Я просто не понимаю, о каком вознесении можно говорить, когда крылья все перебиты и сломаны. Вознесение невозможно при сломанных крыльях. Просто нереально. Тем более, ассоциировать с душой русской. Это значит подломить нам, всем русским людям, вообще всему русскому эти крылья, чтобы мы не смогли уже не только воскреснуть, а ещё и тем более вознестись. Понимаете? Страшные какие-то вещи говорит художник, и страшные вещи мы видим на экране.
Люди увидели в этом памятнике, в этой скульптуре, лавочку. Присел, с девушкой отселфился, пошёл дальше. Фото: Pavel Kashaev, Павел Кашаев/Global Look Press
Конечно, люди очень много писали мне комментариев в моих аккаунтах, ведь я не смогла сдержаться – это крик души, потому что этот памятник – чистой воды сатанизм. Тем более что сравнивает его скульптор с судьбой русского народа, с русской душой… Русский народ – православный народ, мы исповедуем Христа. Это, значит, вообще какое-то богохульство чистой воды. В скорби уже не остановишься перед таким памятником. Хочется отвернуться и подальше, побыстрее отбежать, когда смотришь на него.
– То есть в этом есть определённая провокация, на ваш взгляд?
– Я не знаю, если он такую цель преследовал – провоцировать, тогда он этой цели достиг. Потому что, если памятник – действительно произведение искусства, ты остановишься, ты подумаешь, ты задумаешься, тебе придут есенинские строчки на ум. Есенин – православный человек, правильно он говорит. "Чтоб за все за грехи мои тяжкие, за неверие в благодать положили меня в русской рубашке под иконами умирать". Вот, не такая смерть – не с переломанными крыльями. А под иконами в русской рубашке.
– То есть то, что имел в виду художник, лично вы, как и многие люди, не увидели. А что лично вы, Мария, увидели в этой скульптуре? Первые эмоции, ассоциации?
– Мир богоборчествует со страшной силой. Он вообще уже осатанел. Чёткое такое ощущение. Вообще, честно говоря, это лакмусовая бумажка нашего духовно-нравственного состояния. Нашего народа, нашей страны. Конечно, там много было критики, опять же на страницах моих аккаунтов, но всё равно у художника есть чутьё, он видит, он чувствует. И он чётко изобразил. Это то, в каком состоянии мы находимся. Нас так видят, нас так хотят видеть. Русскую душу сломить, подломить, обессилить, обескровить. И крылья подломить, чтобы мы не смогли вознестись. Вот это – желание сил, которые восстают против нас.
– Потоцкий говорит, что люди просто его не поняли. Не понят художник остался. Смысл-то, он говорит, у меня глубокий. И он действительно искренне говорит, вкусно говорит, красиво говорит, даёт обоснование, чёткую аргументацию, и ему отчасти сложно не поверить. Но происходит действительно какой-то диссонанс между его словами и тем, что мы видим. И у людей возникают вопросы.
– Знаете, что даже люди увидели. Они увидели в этом памятнике, в этой скульптуре, лавочку. Присел, с девушкой отселфился, пошёл дальше. Это не сатанизм? Что это значит для молодого поколения, для детей, которые будут с родителями приходить? Молодые люди из института зайдут посмотреть на памятник – изучили, в школе прочитали стихотворение Есенина, пришли, посмотрели на памятник. Что, мысли о великой русской культуре, о великом русском поэте у них будут возникать при взгляде на этот памятник? Нет, конечно, всё сломленное. Крылья переломанные, он сам весь сломлен, дух сломлен. Вот это самое жуткое.
– Я приведу слова либерального активиста Павла Гнилорыбова, он встал на защиту этого памятника. Он сказал, что пока у нас люди не очень привыкли к роденовскому искусству, где хотя бы на шаг в сторону идёт отступление от реалистической скульптуры. Получается, не скульптура плохая, а зритель плохой. Может, они хотят нам показать, что мы не так видим, у нас какое-то извращённое воображение и понимание искусства? Чёрный квадрат тоже не был понят.
– Да, конечно, и Хрущёв совершенно не понял, когда был на выставке авангардистов – если не ошибаюсь, в 1962 году проходила. Я недавно пересмотрела эти кадры, они есть в открытом доступе, в интернете – запись, голос Хрущёва. Я внимательно послушала. Он говорит про эти произведения, которые он не понял, в отличие от всех умных художников, которые это нарисовали: если вы хотите угождать нашим врагам, тогда вы можете. Кто хочет угождать нашим врагам, тот может браться за это оружие.
Представляете, он назвал это оружием – это абсолютно верно, потому что искусство и вообще культура – их можно сравнить с оружием. У нас в стране очень много говорят о безопасности, и много усилий и финансов идёт на то, чтобы безопасность была на высшем уровне. Но никто не говорит о культурной безопасности – а не надо её снимать со счетов, она не менее важна, чем безопасность военная. Культурная безопасность – это тоже оружие. Этим оружием можно изменить сознание человека, что и делается. Это просто духовная диверсия против России. Причём абсолютно целенаправленная.
– Пытаются многие, кто встаёт на защиту этого памятника и других произведений искусства, сказать, что любое новое, дерзкое, непривычное – оно всегда не понято, оно всегда сталкивается с резкой критикой, что Пикассо тоже в своё время считался дегенеративным искусством, что по-любому нужны новые тенденции. Без них никуда. А откуда такая уверенность, что у нас народ ничего не понимает в искусстве, и зачем навязывать абсолютно что-то новое?
– Практика показывает, что народ всё-таки понимает. Если бы на моих страницах писали, какой замечательный памятник и какой прекрасный образ русской души, то тогда я бы, наверное, сказала, что у нас народ не понимает. У нас просто все плечом к плечу против этого памятника сплотились. И все увидели сатанизм, глумление, жертвоприношение, я бы даже сказала, какое-то ритуальное убийство. Распяли – да, распяли русскую душу. То, чего они и добиваются. Почитайте план Аллена Даллеса конца 1940-х годов. Вот, надо оболванить, полная деградация, акцент на молодёжь. Надо растлить и развратить, заменить настоящие наши ценности на фальшивые и заставить в них верить. Вырвать духовные корни, уничтожить духовно-нравственные основы, опошлить. Найдите 10 различий между этим памятником, нашим телевидением, нашим кинематографом и этим планом Даллеса.
– Говорят, что это всё вымышлено, что никакого плана Аллена Даллеса не было. Это художественный вымысел, но на деле мы видим, что все эти ценности так или иначе пытаются насадить.
– Не верь глазам своим, не верь ушам своим.
– Тогда такой вопрос. Люди, которые живут в России, здесь творят, создают, скульпторы, непонятные художники – они же понимают, какая может быть реакция у зрителей. Ведь они творят не только для себя, для своего тесного кружка, они творят для публики прежде всего. Искусство для кого? Для публики, для зрителя. Тогда как это расценивать? Либо это провокация, либо вызов, либо попытка продемонстрировать, что вы не понимаете и не поймёте, должны смириться, стерпится – слюбится.
– Я смотрю на скульптора и вижу, что он не ведает, что творит. Гораздо было бы хуже, если бы ведал, что творит. Потому что если он слепец духовный – тогда жалко просто человека, его окружение, которое поддерживает, того же Дмитрия Быкова – жалко этих людей. А если ведает, что творит, и делает, вот это уже другая история. Это тогда окно Овертона. Прекрасно было у того же Никиты Сергеевича в "Бесогоне", который я очень люблю, прекрасная программа была про окно Овертона. На примере каннибализма. Что вы, какой вообще каннибализм, отойдите от меня с этой вашей идеей духовной. Потому что она тоже духовная, это тоже религия. Мы исповедуем Христа, они исповедуют другого. А дальше придумываются названия, вот такие выставки авангардистов устраиваются, условно говоря. Хрущёв, который выступает против. Тут же либерасты наши, пардон, наши товарищи подключаются и говорят: вы не поняли, это вы какие-то ненормальные. Это вы не воспринимаете искусство. У вас не тот взгляд.
– То есть меньшинство пытается диктовать большинству. Сказать, что это единственное правильное, верное решение и выход из ситуации.
– Конечно.
– Литературовед, председатель международного есенинского общества "Радоница" Максим Скороходов убеждён, что эта скульптура временная. Но он увидел в её появлении кое-что позитивное. "Надо сказать, что появление этой скульптуры сплотило любителей Есенина, у которых существует образ поэта, и все отклонения от него вызывают отторжение", – сказал он в интервью "Первому русскому". То есть позитив в том, что люди объединяются против вируса бескультурья. У нас помимо коронавируса давно уже запущен вирус бескультурья. Но если с коронавирусом более-менее сейчас пытаются бороться, то как бороться с этим вирусом бескультурья?
– Уже, значит, позитив мы нашли в этом памятнике. Окно Овертона, понимаете: уже хорошо, уже у нас объединение идёт. Вот оно. Вот оно, проникновение в общество. Мы нашли уже в этом падшем ангеле ангела. Чудовищно.
Насчёт вируса бескультурья – я тут недавно написала открытое обращение к нашим духовным и светским властям, что весь мир, и наша страна в том числе, борется с неким вирусом, коронавирусом, а не видит последствий вируса бескультурья, который гораздо страшнее, потому что, опять же, это оружие. Это инструмент ежедневной многолетней деградации населения. Вот такая культура и такое насаждение со всех каналов, со всех экранов, со всех источников открытых, гаджетов и так далее. Если хотя бы малая часть тех финансов, тех усилий, которые тратятся на борьбу с коронавирусом, выделялась бы на борьбу с бескультурьем, у нас была бы совершенно другая страна.
Оружие против "креативных художников"
– А как бороться?
– Слава Богу, мы сейчас объединились и волей-неволей задумались о возвращении цензуры. Как это там… Ой, сейчас такое поднимется, такой шум, гам. Страшное слово "цензура". Но я же не говорю о политической цензуре. Я говорю об интеллектуально-культурно-нравственной и духовной, если хотите, цензуре.
У этого же скульптора есть ещё Чехов в виде чёрта – с хвостом, с копытами. У него есть и памятник Пушкину в виде головы Медузы горгоны. Слава Медузы горгоны не даёт покоя, видимо, скульптору. А тот же Пушкин говорил о необходимости цензуры. Он говорил: я убеждён в необходимости цензуры, в образованном нравственном христианском обществе под каким бы законом и управлением оно ни находилось. И это говорит Пушкин.
Вирус бескультурья гораздо страшнее, потому что это оружие ежедневной многолетней деградации населения. Фото: АГН "Москва"
А почему бы нашему правительству, нашему государству, если оно так заботится о духовно-нравственном состоянии народа, а оно заботится, вводит поправку о культуре в 68-ю статью. Если мы вносим поправки о культуре, значит, оно заботится. Тогда оно имеет право посмотреть на эту цензуру другими глазами. Потому что цензура – это же греческое слово, цензура переводится как строгое суждение. И оно имеет право на строгое суждение. Ведь цель культуры, цель искусства – воспитание. Если государству нужна нация дебилов, тогда можно вообще никого не воспитывать. Тогда можно вот эти памятники ставить через каждые 100 метров. Если нужна нация разумных людей, значит, нужно воспитывать. Воспитывать мы будем, так устроен мир, воспитывается через культуру, хотим мы того или нет. Не падшими же ангелами нам воспитывать наших детей.
– Вы посмотрите с другой стороны, что на федеральных каналах творится. Я знаю, что вы категорически не ходите ни на какие ток-шоу, что я полностью поддерживаю. Но вот вечером показывают ток-шоу про тесты ДНК, потому что женщина не знает, от кого она родила. Это то, на чём воспитываются наши дети. Как вы считаете, в каком виде должна быть цензура?
– Она должна запрещать подобные ток-шоу, должна быть чёткая позиция у какой-то общенациональной редколлегии, которая будет давать направляющий вектор. Наша публика готова ли к этому? Наши зрители, избалованные уже, которые смотрят это – а это рейтинги, реклама, доход. Это, опять же, выдумка такая, рефрен спокойной совести. У нас рейтинги, пипл хавает. Ну смотрят же, значит, нравится. Послушайте, вы не даёте никакой альтернативы. Вообще никакой альтернативы. Не нравится вам слово "цензура", ну хотя бы дайте нам альтернативное телевидение на тех же федеральных каналах. Просто хотя бы 50 на 50 контент – наряду с негативом вот этим, пошлым, безнравственным, ссорами, клеветой, дрязгами, жуткими семейными разборками, дайте позитив. Я смотрю на своих родственников, которые ходят туда, им платят деньги. Если не будут платить денег – а это миллионы, я знаю порядок цен, потому что мне самой предлагали, – вы думаете, кто-нибудь туда пойдёт? От экспертов до массовки – всем платят. Экспертам, массовке, гостям. Всем абсолютно. Это их заработок. И все успокаивают свою совесть. Вот этот рефрен спокойной совести. Никогда у нас на Руси не принимались никакие новшества, всегда мы отрицали, начиная с Петра Первого. Мы патриархальная страна, нам не нужно это ваше "гениальное" искусство. Так что с этим абсолютно нельзя соглашаться, нужно настаивать на хотя бы 50 на 50. Верните добрые, позитивные, просветительские, образовательные программы.
– И французский язык мы учили по телепрограммам, и английский, и немецкий – какой хочешь.
– "В гостях у сказки", например. Верните детские передачи, причём хорошие, качественные. Не то, что сейчас мультики делаются, жуткие совершенно, но это тоже целенаправленная история, тоже духовная диверсия. Это всё духовная диверсия против России. И хорошо, если это понимают. Это очень хорошо. Но я как раз всё время об этом говорю и стараюсь людям это донести, потому что это важно. Это признаки последних времён, их много, но это один из признаков. То есть правда, мир осатанел, демонизация общества набирает обороты, и, к сожалению, это всё у нас в стране происходит, в нашей православной стране. И вносятся поправки – я говорила о поправке о культуре: культура Российской Федерации является уникальным наследием её многонационального народа и поддерживается, охраняется государством. О какой культуре идёт речь? Хотелось бы узнать. Потому что их много, они все разные. Ни слова о русской культуре. Ни слова о национальных культурах народностей, малых народностей. А потом, национальное наследие какой эпохи? Дореволюционной, социалистической, капиталистической? Перестроечной? Какой эпохи? Если мы говорим о сегодняшнем дне, у нас европейская развратная культура в Российской Федерации, то, что мы сегодня наблюдаем.
– Вы на протяжении многих лет проводите эту линию целенаправленно и неугомонно. Вы не сдаётесь, у вас откуда-то берутся силы, даже если кто-то не видит ваши посты, вы всё равно продолжаете снимать ролики, писать, чего-то добиваться. Вы какую-то обратную связь видите от Министерства культуры? Какая ваша финальная цель и задача? То, что вы объединили многих людей, тысячи людей, вокруг своих аккаунтов – это замечательно, нас становится больше. Но хотелось бы, чтобы человек, который взялся за это дело, имел стратегию. Какая у вас стратегия? Возможно, хотите обратиться сейчас к тем людям, которые вас не слышат, из Министерства культуры, из правительства, чтобы вас услышали и то, что вы делаете, было ощутимо, заметно, значимо и весомо.
– Видеть и молчать – большой грех. Вот я человек православный, я верующий человек. Видеть и молчать – я не хочу этого греха на душу брать. Поэтому я об этом говорю. Я об этом говорю практически единственная из нашей братии, кроме, может, Никиты Сергеевича Михалкова. Так открыто говорить об этом рисково, наверное. У меня папа об этом говорил, он об этом писал, он за это сражался, он за это боролся. Это духовная брань между добром и злом. Это невозможно. Опять же, если ты заметил это, значит, говори. Если ты промолчал, на Страшном суде спросят с тебя: почему ты молчал, знал и молчал? Чего я добиваюсь? Конечно, тактика и стратегия – я об этом даже и не думала. Я просто хочу разбудить как можно больше людей. Оно и получается, потому что как только я написала какой-то пост, тут же по всей прессе это веером разносится. Разносится – хорошо. Значит, общественный резонанс пошёл. Два года назад мои подписчики в "Инстаграм" даже составили петицию против этого оскорбления личности, которое происходит на наших федеральных каналах и за наши деньги.
– Да, это же деньги налогоплательщиков. Откуда берутся каналы? Бюджет выделяет им деньги. И вот федеральные каналы платят экспертам за это шоу, за то, чтобы было зрелище.
– Абсолютно верно. Петицию подписало не очень много людей, к сожалению. Думаю: ладно, 25 тысяч человек всего подписало. Тогда я решилась написать неделю назад вот это открытое обращение. Просто за своей подписью – я уже не стала собирать ничьи подписи, я уже поняла, что это бесполезно. Я просто с единственной подписью поставила и в конце привела слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о том, что у нас есть только два пути – развитие и деградация. Кто не развивается, тот деградирует. И тот, кто не видит, что происходит в стране, тот либо идиот, либо подонок, подлец. Тут не поспоришь, тут очень ёмко, кратко, лаконично всё сказано. И прекрасный резонанс. Все уже откликнулись. Умные люди поняли, о чём я. Критика типа "разберитесь со своей семьёй, начните с себя" – ну, товарищи, мы можем начать с себя, конечно, но куда уж больше начинать с себя. Я правда говорю своим родным, не надо этого делать. Но меня кто-то слышит? Послушайте, но это же не детский сад. Это я маленьким моим детям могу сказать: не делай так, не ходи туда. Нет, они же зарабатывают, они огромные миллионы получают. Жутко, страшно, гибельно, прежде всего для фамилии моего отца. Потому что мы можем говорить про план Аллена Даллеса как угодно – фальшивкой, фейком называть. Но это же подмена ценностей, замена этих героев национальных на фальшивых. То есть уже национальные герои – Шукшин уже не нужен, Высоцкий уже не нужен, Лихачёва тоже в своё время смешали. То есть это всё не нужно. Вы убрали этих людей, которые с народом и за народ, и просто сердце кровью обливалось у них за то, что они видели всё, чувствовали, это всё есть в произведениях.
– А что взамен?
– Взамен тоже герои. Но какие? Бесполые, безголосые, я извиняюсь, бесталанные. Вот эти герои, вот они, блогеры все. Не хотите, мол, – падший ангел вам в руки. Флаг в руки.
Заглавное фото: Komsomolskaya Pravda/Global look Press