То, что в России произошло с уникальным оркестром «Боян», на ярмарочный лад можно было бы проанонсировать: «Только у нас, спешите увидеть!..». В самом деле, где еще так могли поступить?! В декабре 2017-го, накануне своего 50-летия, был тихо «слит» (выражение бывшего министра культуры В. Мединского), а точнее сказать, уничтожен Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» (лауреат Международного конкурса в Берлине, а также премии Ленинского комсомола), которому на протяжении полувека зрители стоя рукоплескали в Отечестве и за рубежом.
Основателем оркестра и его бессменным художественным руководителем-дирижером был блестящий баянист, народный артист СССР Анатолий Полетаев, творчеству которого посвящено множество искусствоведческих работ. По замыслу Полетаева, «Боян» был первой попыткой «объединить и сохранить музыкальную культуру славянской цивилизации», ставил задачу «укреплять и развивать национальное самосознание», потому что «народ без культуры – это просто население».
Иностранцы называли «Боян» «одним из лучших оркестров СССР», восхищались «изысканной и тонкой нюансировкой», «отшлифованностью и изумительным звучанием». А дело было в новаторском духе Полетаева.
В оркестр, который начинался с того, что восемь человек играли на гуслях, домрах, балалайках, жалейках и рожках, дирижер стал вплетать инструменты симфонического звучания, поэтому музыканты могли сыграть как увертюру к опере «Руслан и Людмила», так и композицию из русских народных песен. В исполнении оркестра звучала музыка Рахманинова, Чайковского, Глинки, Свиридова, Дворжака. Полетаев давал авторские концерты – он автор од, ораторий, молитв, гимнов и хоралов – во имя Великой Руси.
И вот, спустя пару лет, оркестр «Боян», как птица Феникс, возрождается в новом обличье. С декабря по февраль профессор Полетаев провел в Доме ученых, где не раз концертировал, три лекции-концерта, посвященных истории «Бояна». Демонстрировал видеозаписи лучших концертных номеров с участием выдающихся певцов и хоровых коллективов, а также рассказывал о чудесной особенности оркестра, музыка которого официально признана целебной. Анатолий Иванович продолжает борьбу за идеалы Святой Руси, в вечерах принимают участие музыканты, писатели, ученые, целители. Послушаем монологи музыканта.
Тайна Битвы под Москвой
– 5 декабря 1941 года под Москвой началась самая важная, с моей точки зрения, – говорит Анатолий Иванович, – битва нашей армии в годы Великой Отечественной, а русская армия, всем известно, всегда была надежным оплотом мира. И когда после всех крестоносцев и наполеонов, собрав европейские силы под немецким флагом и назвав это «борьбой с коммунизмом», объявили об очередном походе против России, и армия Гитлера добралась до самой Москвы, и кому-то стало казаться, что Россия впервые за много столетий проигрывает войну, неприятель в первый раз столкнулся с непонятным моментом. Немецкие офицеры обратились к защитникам Брестской крепости, истекавшей кровью: «Мы восхищены вашим мужеством, уважаем настоящих воинов, но поймите, Россия пала, Москва сдалась, зачем вы будете умирать со своими детьми?! Выходите, гарантируем жизнь!». Защитников поставили перед выбором, и, если бы они согласились, были бы умерщвлены, но оказались предателями. Но они не вышли, погибли, и в народной памяти остались героями. Вечным напоминанием нам, что главное в жизни человека – сохранять ответственность за свою страну, идею и веру.
Накануне Битвы под Москвой для того, чтобы поднять дух защитников, по тайному распоряжению Сталина (выполнение приказа курировал Георгий Жуков) самолет с иконой Казанской Божьей Матери трижды облетел вокруг столицы. Как ни относись к этому событию, но Москву отстояли, а в народе знали, что икона не первый раз защищала Россию.
Богородица, покровительница Москвы, помогла и на этот раз. В память об этом событии я написал «Оду Богородице», сегодня она звучит в исполнении хора им. А.Д. Кожевникова, одного из лучших баритонов России Евгения Поликанина и Натальи Ермаковой.
…За месяц «непобедимая» армия фюрера была отброшена от Москвы на несколько сот километров. И это, действительно, была самая главная морально-нравственная победа нашей армии, потому что эта победа была первой в той войне. Потом были Сталинград и Курская дуга, вся Европа и Берлин, миллионы жертв и невероятные потери – и все-таки Россия положила на лопатки своего противника. А Европа с Америкой до сих пор в истерике от нашей способности стоять насмерть, но побеждать. Сейчас у них теряется последняя надежда: еще в 90-х они в своих планах разложили Россию на куски и предполагали окончательно расщепить тело страны, провести референдумы о независимости, после чего войска НАТО приехали бы защищать «патриотов»...
«Мою Москву» вице-мэр спел с ветеранами
В 2001 году в связи с 60-летием Победы под Москвой для ветеранов войны и труда решили устроить концерт в Большом театре. Пригласили оркестр «Боян», а также человек тридцать исполнителей, выступавших с нами. Но начался концерт с того, что на сцене появился вице-мэр Москвы Валерий Шанцев и сказал, что хотел бы спеть с залом. Для нас, сидевших в оркестровой яме, это было полной неожиданностью, никаких договоренностей и репетиций не было. А Шанцев уже начинает петь «Мою Москву» Исаака Дунаевского, написанную на стихи Марка Лисянского и Сергея Аграняна, пришлось включаться. Зал, конечно, поддержал вице-мэра. Позднее песня стала официальным гимном Москвы.
«Чтобы солдат улыбнулся»
Среди видеозаписей, которые демонстрирует Полетаев, встречаются поистине уникальные. Например, интервью с балалаечником-виртуозом, народным артистом РФ Михаилом Рожковым, которого Кароян называл «Паганини русской балалайки». Со своей балалайкой он прошел всю войну, с первого дня до последнего. «К оружию нас приучали в детские годы, – рассказывал Михаил Федотович, – и оно нам здорово пригодилось. Все мальчишки стреляли хорошо из всех видов, и, надо сказать, что люди, познакомившиеся с оружием с детских лет, сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне. Ну, а балалайка моя, конечно, была рядышком, она привыкла петь вместе с народом российским. Однажды наш ансамбль балалаечников направили на Калининский фронт. Там нас послушал генерал-полковник Конев и сказал:
“Вот что, ребятки, вы грустные мелодии придержите, попозже сыграете, а сейчас дайте веселые мелодии, чтобы солдат улыбнулся! Вот ваша святая задача – заставить солдата улыбнуться на войне”.
Конечно, мы старались, тем более моя балалайка давала мне возможность повеселиться, и мы веселились! Выполнили свою задачу. На фронт приезжали военные ансамбли, в которых были певцы, танцоры, другие артисты, каждый делал свое дело, а я не расставался со своей балалайкой». В исполнении Михаила Рожкова, Ансамбля балалаечников и оркестра «Боян» прозвучал знаменитый «Вальс Фавн» Василия Андреева.
На следующей видеозаписи русский бас Александр Ведерников в сопровождении оркестра «Боян» спел «Заветный камень» Бориса Мокроусова.
Полетаев комментирует разницу между двумя понятиями: «Вокалисту достаточно быть молодым и обладать красивым тембром, а певец – это тот, кто поет так, как Ведерников или Штоколов, выступавшие с нашим оркестром. Такими были все русские басы, таким был Шаляпин».
«Старушка пустую тележку катала…»
«Борьбу за Победу вели не только воины армии, но и те, кто, без еды и сна, сражался в тылу, делая снаряды, танки и самолеты. Владимир Самарин, сотрудник “Оле Лукойе”, стал автором нескольких сборников стихов после того, как вмешались мы, его друзья, и заставили издать стихи. А то так бы и продолжал писать “в стол”, для себя. Он пишет и о героях тыла».
Самарин был на вечере и прочитал стихотворение «Наши долги», написанное в 90-х, когда ветераны войны и труда переживали трудные времена.
Старушка пустую тележку катала \В большом магазине, где много света.\Она все кружила, и в мыслях решала \Задачку, решения которой нету. \Задача простая, с рождения мира, – \О хлебе насущном, уж коли прихватит, \Купить молока иль пачку кефира, \На то и другое ей денег не хватит. \Уж так получилось, и дочка больная, \Сама свою ношу несет еле-еле, \И пенсия, как и у всех, небольшая, \И будет на следующей неделе.\Вот так «справедливо» устроен наш мир, \Она приняла наконец-то решенье: \«Ну что же, – вздохнула, – кефир так кефир»,\И вроде улучшилось настроенье.\А дома в комоде все что-то искала,\ «Вот, вроде, монета?» \Да только, увы, на выцветший коврик \Из сумки упала – медаль ее «За оборону Москвы».
«Не теряю надежды, что Россия воспрянет, и у нас появятся силы для того, чтобы восстанавливать справедливость в жизни», – резюмировал Анатолий Иванович.
О формулах, иероглифах и нотах
– Если кто-то надумает отравить людей через воздух и воду, этих бандитов назовут террористами, и ими будут заниматься правоохранительные органы. Грязной же звуковой средой, наносящей колоссальный вред здоровью всех, не занимается никто. А тем временем среда эта становится модой, входит в привычку, студенты-математики привыкают решать свои задачи под эту «музыку». Но тем не менее с ней можно бороться с помощью музыкальной терапии, когда лечение проводится без препаратов. И этим давно занимаются в Китае, Индии, Тибете, Таиланде, где есть своя культура и знания. Почему бы и нам не взять на вооружение этот опыт?
Напомню, как музыка «Бояна» была признана целебной. Началось все с того, что однажды на концерт пришла врач, кандидат медицинских наук Таисия Андреевна Кузнецова, ветеран войны, и сказала, что занимается музыкальной терапией и считает наш оркестр самым энергетичным в Москве. О подобном в ту пору я и не слышал, но она привела специалистов, которые замерили зал до концерта «Бояна» и после, и показали мне результаты, которые свидетельствовали о позитивном воздействии музыки на людей.
Первые эксперименты в специальной лаборатории были проведены доктором биологических наук Станиславом Зениным, и Минздрав РФ выдал нам Сертификат об оздоравливающем воздействии музыки «Бояна» на слушателей.
Люди с нарушением баланса в организме, в частности, с «пробоями» в области щитовидной железы, полностью восстанавливались в течение нескольких сеансов.
Потом мне объяснили, что звуки, как любая энергия, лечат болезни, просто нужно смотреть, в чьих руках находятся музыкальные инструменты, добро или зло защищают. Музыку я сравнил бы с иероглифами, каждый из которых обладает огромной емкостью знаний. Или с шахматами: начинающие игроки ошибочно думают, что постигли игру, но даже мастера спорта не знают всего до конца. Чтобы выигрывать, надо быть гроссмейстером. Некоторые вслепую играют на двадцати досках и выигрывают все партии, только представьте, каков уровень подготовки. Также и математики, окончившие университет, и работающие на высшем уровне, тоже не все знают о своем предмете. Но у иных при взгляде на незнакомую формулу открывается космос, и тому, чтобы понять ее, они посвящают целую жизнь. Так и в музыке, разве возможно достичь успехов в такой сложной профессии, не умея разбираться в тонкостях нот? А у нас как: когда видят, что из ребенка ничего не выйдет, не хватает ему памяти и сообразительности, определяют в музыкальную школу – Бетховеном заниматься, а это сложнее, чем математикой.
«Война и мир» против Третьей симфонии Рахманинова
Чтобы понимать смысл, философию и интеллект в музыке, надо много учиться, лишь тогда она обретет для вас голос. Лично для меня Третья симфония Рахманинова даже выше, чем «Война и мир» Толстого, но, чтобы так сказать, нужно хорошо разбираться в музыке. Роман прочтем и оценим, в меру возможностей, а симфония Рахманинова таит в себе такие знания, чувства и состояния, которые доступны не каждому. А что предлагают нам по радио и ТВ – в лучшем случае, час хорошей поэзии, но в основном музыку в ликеро-сладких аранжировках; профессионалы такие блюзы выдают, просто восторг.
Но слушая их, словно принимаешь препарат, несущий тоску и печаль, и минут через сорок уходишь угнетенным, даже не понимая, как опасен этот «ликер», особенно в больших дозах. И такую музыку нам предлагают уже как нечто привычное, почти как воду, и человек не может от нее оторваться, как алкоголики и наркоманы не способны расстаться с неправильным образом жизни.
Музыка и звуковая среда – такая же энергия, имеющая молекулярное строение и воздействующая на организм, и эти знания нужно давать детям со школы. Заниматься этим следует с той же ответственностью, как и национальным самосознанием. Но и национальным самосознанием никто не занимается в учебных заведениях, более того – это считается знаком шовинизма и нацизма. Тогда как в России, многонациональной стране, с помощью всех этих знаний нужно помогать населению налаживать жизнь».
Триумф на Тайване
В ноябре 1999 года у нас были гастроли на Тайване, где 25 млн населения. Ездили небольшим составом, на свой страх и риск, потому что на острове только что было землетрясение. Выступали в пяти городах, в каждом – филармония, симфонический оркестр и консерватория, так что музыкальная культура на высоте. Как, собственно, и в Японии, где первыми предметами считаются рисование и музыка, и это тот подход, который дает возможность высоко развиваться и точным наукам. Неслучайно так высоки достижения японцев в промышленности и электронике. По контракту на Тайване мы должны были играть только классику, никаких народных инструментов, костюмов и песен. Спрашиваю: «Чайковский и Рахманинов подходят?» – «Да-да». Для исполнения знаменитого Второго концерта Рахманинова пригласили известного китайского пианиста Рюи Би Чена. Успех был феноменальный.
После того как отыгрывали основную программу, начинались короткие номера на «бис». Играем «Чардаш» Монти, «Танец с саблями» Хачатуряна и «Гусарский марш» Свиридова. И вы можете видеть на любительской съемке моих друзей, какие громовые овации сопровождают каждый номер. Зрители словно сошли с ума, они аплодировали стоя, кричали, свистели, не отпуская нас со сцены. Это был ажиотаж, настоящий триумф.
Показывая эти кадры, хочу сказать не столько об успехе «Бояна» на Тайване, сколько показать, как создается коллективная лечебная аура, когда человек попадает в такую среду, в которой начинает чувствовать себя, как в теплой радоновой ванне, которыми без всяких лекарств лечат у нас на Камчатке.
И эти способы лечения надо изучать, подобно тому, как делают это в США, где музыкальная терапия признана официальной методикой лечения.
«Боян» и «эксперты»
На Международной выставке научных достижений в городе Брно в Чехословакии мы были живым экспонатом, демонстрирующим, как с помощью музыки можно восстанавливать многие функции в организме человека. Посмотреть на выступление «Бояна» тогда приходил премьер-министр ЧССР Любомир Штроугал. Выступали мы и на международной выставке в Бухаресте, в Румынии, а также на Выставке космических достижений в Швеции. Трижды гастролировали в Японии, были с концертами в Британии, Югославии и других странах. И всегда это были успешные выступления, поэтому я не пойму, как могут наши футболисты ездить на матчи за рубеж, если не умеют выигрывать? Не умеете побеждать – не ездите, чтобы болельщикам не было за державу обидно. А «Боян» на любых концертах за рубежом был победителем, и это без всяких грантов со стороны государства, телекамер и телережиссеров, которыми «награждали» наших конкурентов.
Мои мысли о необходимости воспитания национального самосознания в людях и борьба за экологически чистую звуковую среду были не по нраву нашим противникам, поэтому они так стремились уничтожить «Боян».
Отобрали в 1995-м храм Святого Власия (XVII в.), восстановленный нашими силами, уничтожили Центр славянской музыки в здании бывшего кинотеатра «Зенит» на Таганке, не давали развиваться оркестру, и в декабре 2017-го, наконец, уничтожили «Боян» окончательно. Слава Герострата досталась министру Мединскому и семерке ангажированных «экспертов», среди которых были худрук и главный дирижер оркестра «Новая Россия» и камерного ансамбля «Солисты Москвы» Башмет, худруки хора им. Пятницкого и народного ансамбля «Россия» им. Зыкиной Пермякова и Дмитриенко и другие. Приговор вынесли в пустом Зале Чайковского Московской филармонии, зрителей туда не пустили. Оркестр «реорганизовали», изгнав имя древнеславянского сказителя Бояна. Известные музыканты и дирижеры, профессора, народные артисты и заслуженные деятели искусств России В.А. Овчинников, И.Ф. Обликин, А.А. Муравлев, В.В. Афанасьев, В.В. Чистяков, А.Л. Дудин, Б.М. Егоров, О.А. Блок протестовали, но их протест проигнорировали.
Жива «Русь Святая»
«Часть видеозаписей нашего оркестра сгорела, когда квартиру мою пытались поджечь, – говорит Полетаев, – но многое предстоит оцифровать». И предлагает послушать свой «Монастырский хорал (Молитва о России)» на стихи иеромонаха Романа и ораторию «Русь Святая. Путь к идеалу», которую он написал 35 лет назад, когда начал заниматься композицией. «Монастырский хорал» поют более семи коллективов в России, в том числе Ансамбль им. Александрова, Сибирский хор и «Хоровое вече Сибири».
Как видим, ничто не остановит подвижника на пути просветительской деятельности, центром которой он считает изучение и сохранение экологически чистой звуковой среды, на пути продвижения дорогих ему проектов, таких как «Монастырский хорал» и «Русь Святая».
Не перечесть наград, которыми отмечен народный артист СССР Анатолий Полетаев, но Золотая медаль имени Георгия Свиридова, которую в честь 50-летия оркестра «Боян» вручил ему в храме Христа Спасителя президент Форума славянских искусств, народный артист России Николай Бурляев, – конечно, одна из самых дорогих.
А завершим текстом Полетаева из оды «Русь Святая». Просто так такие слова не рождаются.
«Русь многострадальная, \Русь – милая Мать моя, \Русь славянская, \Русь православная.\Смелая, вольная,\Гордая, светлая, \Жизнь отдам за тебя, \Русь Святая.\В покаяньи, но в радости,\Избиваема, но не сломлена,\Изранена, но исцеляешь,\Раздроблена, но единяешь.\Оживляя, пробуждаешь,\Вдохновляя, преображаешь, \Потому что ты – наша Родина,\Русь Святая!»
Нина Катаева