Петербургские реставраторы утверждают, что Центральные ворота выполнены по шаблону, а не с методом ковки.
Обновленный Летний сад открылся для посетителей два года назад. Но процесс реставрации продолжается: сейчас закрыта для любопытных глаз часть решетки со стороны Невы. Однако главные ворота распахнуты для посетителей с утра до вечера. Именно на них и обратили внимание петербургские кузнецы.
Присмотревшись, специалисты усомнились, что ворота были созданы ручным способом методом ковки.
– О том, как проходила реставрация, Русский музей, к которому относится Летний сад, рапортовал постоянно, – говорит руководитель одной из крупнейших в Петербурге реставрационных мастерских. – Нам рассказывали о том, что на каждом этапе была ручная работа. Сначала создали пластилиновую модель ворот, гипсовый прототип, использовали литье и чеканку. Детали маркировали и обрабатывали под конкретное место. Каждый этап работы принимала комиссия, в которую входили представители заказчика – Русского музея и контролирующего всю работу КГИОПа. А если комиссия что-то не принимала, работу начинали заново... В результате сад открыли. Реставрация вызвала множество споров. Всех смутили дешевые копии статуй и зеленые деревянные решетки, которыми оградили кусты и деревья, высаженные на территории Летнего сада, но никому в голову не пришло внимательно рассмотреть главные ворота сада.
Сделали по трафарету
Metro обратилось к экспертам – мастерам, которым не раз приходилось реставрировать исторические памятники в Петербурге. Реставраторы согласились дать комментарии при условии, что мы не станем называть их имена. У многих художников по металлу есть контракты с Русским музеем, и никто из них не хочет потерять выгодный заказ.
– Главные ворота Летнего сада были созданы не кузнечным способом, а с помощью резки плазменного листа, – считает реставратор. – Что это значит? Берется лист металла и из него по специальном трафарету вырезается решетка ворот. Целиком, как аппликация. Ни о какой ручной работе речи и быть не может. Насколько я знаю, когда эти ворота пытались установить, возникли серьезные проблемы: они начали загибаться. Их нужно было выпрямлять, а сделать такой объем работы возможно было только на крупном предприятии. Ведь высота ворот – восемь метров, и не каждая мастерская может принять их у себя. Многие предприятия отказывались. Из-за резки ворота получились плоскими, это особенно заметно, если сравнить их со звеньями остальной решетки. Почему был выбран именно такой метод, думаю, объяснять не обязательно. Ни для кого не секрет, что ручная работа обходится во много раз дороже, чем штамповка.
Не только решетка ворот привлекла внимание реставраторов.
– Рельефные украшения – розетки и аканты – до реставрации были выполнены в технике холодной обработки – выколотки, – рассказывает собеседник Metro. – Под ударами молотка металл деформируется. Талантливый мастер способен превратить медную пластинку в произведение искусства. Новые розетки и аканты заменены на литые элементы, то есть штамповки. Кроме того, прикрепляли их к воротам с помощью болтов с внутренним шестигранником. В оригинале выколотка приклепана.
Реконструкция Летнего сада проходит в два этапа.
На первый этап было выделено 2 млрд 334 млн рублей. Эта сумма была потрачена на реставрацию и изготовление точных копий из искусственного мрамора (в общей сложности было изготовлено 90 копий скульптур и 152 пьедестала и подставок под бюст). Также деньги пошли на восстановление и реставрацию части решетки, восстановление фонтанов, высадку деревьев, кустарников и цветочное оформление.
Сейчас начался второй этап реконструкции. Федеральному бюджету он обойдется в 117 миллионов рублей. Полностью обновленный Летний сад петербуржцы увидят приблизительно в конце 2016 – начале 2017 года. Во время второго этапа закрытие сада не планируется.
Эксперт: Утрачены навсегда
Сергей Дегтярёв, доктор исторических наук: оригиналы Центральных ворот Невской ограды считаются утраченными. Так же, как и многочисленные фонтаны Летнего сада.
Утраченным считается то, что уже не вернуть. Это разрушенные исторические здания, храмы, ценности, разграбленные в разные годы.
Фонтаны Летнего сада были разрушены. С воротами ситуация загадочная.
Они украшали сад с 1784 по 1867 год. Их демонтируют и ставят часовню. О воротах вспоминают только в 1931 году – через 64 года. За это время царская Россия превратилась в СССР. Санкт-Петербург сначала стал Петроградом, а потом Ленинградом. Возможно, когда снимали ворота, их убрали в какое-нибудь хранилище, и где-то этот процесс должен быть задокументирован. Но во время переворота, смены власти многие документы были утеряны.
Не исключено, что пройдет какое-то время, и ворота еще найдутся.
Ответ из Русского музея. Ворота сделаны из прокатного материала
Редакция Metro отправила запрос в администрацию Русского музея. Именно они являются заказчиком реставрационных работ.
Мы спросили, действительно ли центральные ворота Летнего сада были воссозданы не кузнечным способом, а методом резки листа; правда ли, что розетки и аканты заменены на литые элементы.
«Центральные ворота Невской ограды выполнены из прокатного металла прямоугольного сечения с помощью резки, отдельные их части соединены сварными швами с зачисткой и последующей окраской, – ответил заместитель директора Русского музея по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Государственного Русского музея Владимир Баженов. – Ворота не плоские, а объемные. Единственное отличие их от исторических – в обработке поверхности: при ковке остаются следы молотов на поверхности металла, а при производстве изделий из проката поверхность более гладкая. Декоративные элементы действительно выполнены при помощи отливания их из бронзы, так как выколотные детали, выполненные из тонкой меди, подвергаются деформации, плохо переносят близость магистрали и воздействие атмосферных осадков (идет окисление меди). Декоративные элементы постоянно подвергаются актам вандализма, и крепление при помощи клепки не обеспечивает сохранности элемента. При выдирании клепочных соединений остаются отверстия в металле, и элемент необходимо изготавливать заново».
По словам Баженова, Невской ограде возвращена историческая композиция. Все работы согласованы с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников.