Петербуржцы обратились в суд, чтобы в рамках закона добиться отмены разрешения на установку второй по счету мемориальной доски, нереабилитированного военного преступника Колчака. Недавняя история с доской пособника фашистов Маннергейма, показала, что порча памятника это конечно действенные способ выявить свою гражданскую позицию, но есть более цивилизованные и законные способы.
На видео с судебного заседания хотелось бы внимательно рассмотреть позицию представителя администрации Санкт-Петербурга:
"Заявленное исковое требование мы не признаем. В Санкт-Петербурге, как известно, действует закон о мемориальных досках... во исполнение которого, есть постановление Правительства Санкт-Петербурга о реализации закона о мемориальных досках...
Указанная мемориальная доска... Инициатором явилось некоммерческое партнерство мемориально-просветительский и историко-культурный центр "Белое дело", в установленном порядке они обратились в комитет по культуре Санкт-Петербурга с предложением и представили все необходимые документы. Указанное предложение было рассмотрено Советом по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга. И Советом данное предложение было поддержано и согласован вид мемориальной доски. На основании указанного решения, комитетом культуры был подготовлен проект постановления Правительства по установке, указанной мемориальной доски и согласован со всеми заинтересованными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с регламентом Правительства.
Таким образом мы полагаем, что указанное постановление, которое было принято 19 января 2015 г. в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства и не может быть признана не законным.
Ссылка на нарушение требований 28 статьи градостроительного кодекса РФ является не состоятельной, так как данная правовая норма применяется при подготовке генерального плана поселения и городского округа. Таким образом никакого проведения общественных слушаний по вопросу установки мемориальной доски не требовалось.
Кроме того нам не совсем понятен вывод о том, что установка мемориальной доски является формой реабилитации Колчака. Это я так полагаю просто позиция истцовой стороны и не более того, никакими доказательствами это не подтверждено.
Хочется также отметить, что на сегодняшний день в память о Колчаке установлены: [ приводит перечень мемориальных памятников]. Указанные факты увековечивания памяти ни каким образом не оспаривались и мы не очень понимаем в связи с чем именно постановление Правительства Санкт-Петербурга вызвало такой общественный резонанс. Что касается вопросов в исторической целесообразности установки этой доски, то указанные вопросы были рассмотрены на заседании Совета по мемориальным доскам. и Совет согласился с подобным предложением, в связи с чем я, не являясь историком, не в праве оценивать Колчака в той или иной степени.
... как я полагаю, [Советом] были просто учтены заслуги Колчака именно как исследователя, как ученого и вся его деятельность в качестве русского офицера до 1917 года".
Понятно, что теперь отдуваться за реабилитацию Колчака будет Совет по мемориальным доскам, потому как с процедурной точки зрения все якобы в рамках закона. Скорее всего именно так, обычно процедуры соблюдают. Но если мы обратимся к закону на которой ссылалась представитель Администрации и сопоставим с предложенной причиной согласия Совета на установку доски, то увидим следующее:
Статья 1. Мемориальная доска
1. Мемориальная доска является государственным памятным знаком, устанавливаемым на фасаде здания либо в помещении.
2. Мемориальная доска устанавливается в целях увековечения памяти о выдающейся личности, жизнь и деятельность которой были связаны с Санкт-Петербургом (далее - выдающаяся личность), либо выдающемся историческом событии (факте), произошедшем в Санкт-Петербурге (далее - событие).
https://gov.spb.ru/law?d&nd=891859636&prevDoc=537981863
В законе ни слова не сказано, что личность возможно "расчленить" и увековечить память о ее (личности) отдельных достижениях. Личность оценивается целиком, а мемориальная доска является не просто памятным, а государственным памятным знаком. То есть личность необходимо оценивать с точки зрения государства, а в демократическом государстве большинство определяет, кто достоин исторической памяти и в каком, позитивном или негативном контексте.
На мой взгляд Совет по мемориальным доскам нарушил норму оценки исторической личности, поддавшись пропагандистскому ноу-хау белогвардейцев, который они используют для подчеркиваю насаждения своих взглядов. Подробно их методику уже разбирал и искренне надеюсь, что суд расставит все точки над "i".
Так же считаю, что позиции по тем или иным историческим личностям должны отстаиваться исключительно в правовом поле. Потому как у всех перед глазами пример Украины, где с разрушения памятников началось разрушение государства. Тем не менее, гражданская активность проявляется непосредственно на свежеустановленной доске Колчаку, в ночь после открытия ее закрасили.
А сегодня она была завешена табличкой:
Мемориальную доску адмиралу Колчаку в Петербурге временно закрыли табличкой с именем «Темного лорда» из «Гарри Поттера». В ночь на среду участники арт-группы «Бѣлые ходоки» установили новый знак. Портрет Темного лорда с подписью «В этом доме жил Волан-де-Морт. Патриот, чудотворец» был установлен на доску. «Ни один Колчак в ходе акции не пострадал», – отметили активисты. Новый плакат уже демонтировали,