Русские Вести

Владимир Янаки: «Да, наступило время героев»


Владимир Викторович Янаки сегодня один из самых известных художников Рязани, с успехом проводит на родине персональные выставки в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина. Получил живописец признание и в Москве, на последних двух всероссийских выставках, которые проходили в столице в феврале и апреле-мае этого года в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу, были показаны его работы. Газета «Аргументы и факты» отмечает: «На картинах рязанского художника можно увидеть все разнообразие российской природы. Неудивительно, что его работы нередко называют “философскими пейзажами”. В каждом из них – вера в силу нашей страны, в ее возрождение».

 

Неслучайно картина В. Янаки «Щедрая осень», написанная в есенинском селе Константиново, включена в учебник «Родная русская литература» для 9 класса наряду с произведениями наших классиков. 

Способствовало тому и великолепное образование, полученное художником. В 2006 г. он с отличием и похвалой Государственной экзаменационной комиссии закончил лучший в мире художественный вуз – МГАХИ им. В.И. Сурикова по мастерской академика, профессора В.М. Сидорова, корифея русского пейзажа.

Впечатляет географический диапазон творчества Владимира Янаки. За цикл живописных произведений «Русский север» он стал лауреатом Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства 1 степени. А за проведение выставок в Сирии, где побывал в семи командировках от Министерства обороны в составе фронтовых бригад, получил благодарность от Президента России.

42-летнего художника отличает редкостная энергия. Он еще и профессор кафедры архитектуры и строительства Современного технического университета в Рязани, член Общественной палаты Рязанской области, вдохновитель и организатор многих патриотических проектов, например, выставки детских рисунков «За правду! За Россию!».

Сейчас живописец продолжает работу над циклом картин «Vремя Героев». Это портреты десантников-рязанцев, участников СВО, Героев России, удостоенных высокого звания посмертно. Уже представлены зрителю четыре картины, запечатлевшие командира 331-го гвардейского парашютно-десантного Костромского полка, полковника Сергея Сухарева, комбатов – подполковника Павла Кривова и майора Дениса Ягидарова, командира разведроты капитана Алексея Курганова.

Что испытываешь, глядя на портреты Героев? Печаль, но и гордость за то, что ты русский… Еще недавно они были рядом с нами – гвардейцы, мощные красивые воины-великороссы…Они выполнили приказ.

5 декабря прошлого года состоялась выставка этих портретов в Рязанской областной библиотеке имени Горького. На церемонии открытия присутствовали родные и близкие погибших Героев, представители органов власти и общественных организаций, юнармейцы и кадеты Рязани. Была минута молчания. Прозвучали слова благодарности и памяти.

В марте цикл «Vремя героев» был отмечен серебряной медалью Российской академии художеств. Также эта работа отмечена благодарностью председателя Союза художников России, академика, народного художника России А.Н. Ковальчука.

И вдруг 14 мая выставком Рязанского союза художников отказался принять эти работы на областную выставку «Весна-2024»! В чем дело?!

Похоже, в конфликте художника и его соратников с руководством Рязанского союза художников как в капле воды отразились проблемы нашего общества…

Сегодня Владимир Янаки – гость «Столетия».

 

«Сыновья! Вы все сделали правильно!» 

 – Владимир Викторович, прежде чем затронуть не вполне пока понятную нам конфликтную ситуацию в Рязанском союзе художников, расскажите немного о своей работе над циклом «Vремя героев».

 – Это моя тема, не мог я мимо пройти. Я сам рязанец, из семьи военнослужащих, мой отец Виктор Леонидович Янаки – полковник ВДВ в отставке, выпускник нашего легендарного десантного училища, впоследствии много лет в нём преподавал. Он был участником миротворческой операции в Косово (в составе Сил KFOR) в 2000-2001 годах.

Дедушка по линии мамы – Михайлов Владимир Георгиевич встретил Великую Отечественную войну на Северном флоте, где служил на эскадренном миноносце «Гремящий» командиром паросиловой установки. Всю войну дед, тогда капитан-лейтенант, прошел на Северном флоте: миноносец совершал набеговые рейды на противника, выставлял минные заграждения на пути немецких конвоев, участвовал в сопровождении конвоев наших союзников. После Великой Отечественной Владимир Георгиевич, капитан 2 ранга, продолжил службу на Северном флоте до 1960 года. Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья» и другими,

Замысел мой по портретам героев поддержал губернатор Рязанской области Павел Викторович Малков. О своей идее я рассказал ему на заседании Общественной палаты Рязанской области 13 июля 2022 года. Вскоре приступил к работе, на написание четырех портретов потребовалось около полутора лет.

Работы я собираюсь показывать на выставках в Рязани. А потом планирую безвозмездно передать их в филиал Центрального музея Вооруженных Сил России, в Музей истории ВДВ, который находится в Рязани, в десантном училище. Офицеры, портреты которых я написал, здесь учились. Погибли они в самом начале боевых действий на Украине, погибли героически. А Павел Викторович Кривов был ранен весной 2022-го, приезжал на лечение в Рязань, поправился и вновь туда поехал к своим бойцам, не мог их оставить, погиб уже осенью... Мне бы хотелось, чтобы эти работы были в Музее ВДВ, чтобы новое поколение курсантов-десантников могло видеть лица и знало имена своих героев.

Ведь мы знаем лица героев Великой Отечественной войны по портретам наших великих советских живописцев – таких, как Павел Корин, Александр Дейнека, Сергей Герасимов, братья Алексей и Сергей Ткачёвы. Я старался, чтобы современные герои сохранились на портретах, выполненных в традициях русской национальной школы живописи.

Важный для военного человека момент – у героев портретов 47 орденов, медалей и знаков, которые необходимо было досконально и реалистически проработать. На каком-то небольшом этюде уместно было бы обозначить это схематически, а в большом формате необходима проработка каждой детали. Была проведена не только художественная, но и научная работа, я сотрудничал с военно-геральдической службой Министерства обороны РФ, чтобы всё было достоверно.

 – Со стороны ваших оппонентов слышны упреки, что портреты заказные, написаны по фотографиям, не имеют, дескать, художественной ценности.

– Это что – погибшие бойцы будут приходить и позировать?! Конечно, я работал с фотографиями, которые мне были переданы родными погибших, неоднократно встречался с родственниками, старался как можно больше узнать, понять, увидеть Героев. Жёны Героев привозили в мою творческую мастерскую кители и награды своих погибших мужей. Я внимательно изучал награды, держал кители ребят в своих руках. Знакомил родственников со всеми этапами работы, начиная от первоначального красочного слоя и до завершающих мазков.

Поверьте, родственников убитых не обманешь. Им было тяжело, слезы были на глазах. Мама Павла Кривова сказала: я просто вижу своего живого сына. И то же самое говорили жёны погибших офицеров. Был абсолютно живой отклик!

– В книге отзывов есть такие слова: «Я, Кривова Елена Михайловна, хочу сказать большое материнское спасибо художнику с большой буквы Владимиру Викторовичу Янаки. Выставка портретов погибших Героев России, в числе которых мой сын, подполковник Кривов Павел Викторович, просто потрясла меня. Я получила столько положительных эмоций, такой заряд гордости за наших сыновей! Хочется вытереть слезы, выпрямить спину и распрямить плечи, поднять голову и сказать: «Сыновья! Вы все сделали правильно!». Спасибо Владимиру Викторовичу за честь, оказанную нашей семье!».

 

 Инцидент на выставкоме 

 И вдруг выставком в Рязани не допускает портреты героев на выставку под какими-то невразумительными предлогами. Председатель выставкома даже приводил такой саморазоблачительный аргумент – этот зал, мол, недостоин таких хороших работ, у нас мелкотемье, а тут такое…

– К сожалению, складываются, бывает, ситуации за гранью здравого смысла.

– И все же, после вмешательства общественности, буквально через считаные дни, картины были размещены на выставке на достойном месте.

– Да, председатель Рязанского союза художников мне позвонил, попросил предоставить работы на выставку и даже предложил машину для их доставки. Потому что возмущение региональной общественности было большое.

И тут речь даже не про меня. Как в Рязани, в столице ВДВ, непонятно по каким причинам, тем более сразу после Дня Победы, случилось происшествие, которое не должно было произойти?!

К сожалению, многие мастера и хорошие художники нашего союза умерли. А те, кто остались, очень сильно «разбавлены» новой так называемой молодежью, не имеющей достаточного творческого потенциала.

Новое руководство декларировало большие планы, из которых многое не выполнено. Полмиллиона рублей в месяц наша организация имеет на аренде, у нас здание в центре города – Дом художника, большая часть которого сдается в аренду под ресторан, кафе, магазины. Около 6 млн в год – доход с аренды, большая часть которого тратится на зарплаты руководства. Эти люди устроены на несколько должностей. Они и сторожа, и дворники. Председатель оформлен и сторожем, член правления оформлен и завхозом, и сторожем, и так далее. Мастерские в здании Дома художника сдаются в аренду на льготных условиях посторонним людям.

И самое плохое в том, что они мало что делают для союза. За шесть лет не было проведено ни одного пленэра для членов организации, ни одной серьезной, знаковой выставки. Раньше у нас был выставочный зал Рязанского союза художников на балансе, который забирал более миллиона рублей в год. Теперь они передали его на баланс Рязанского областного государственного художественного музея. Деньги высвободились. Но нет льгот по мастерским, нет помощи художникам, которые проводят свои этапные персональные выставки.

А причина инцидента на выставкоме в том, что мы, четыре ветерана организации (я самый младший из них, с 2007 года), выступили с обращением «Проблемы и вопросы к руководству Рязанского союза художников». Открыто сказали о злоупотреблении должностными полномочиями, нарушениях Устава, хищении средств. Мы пишем: «Нет никаких сил наблюдать, как гибнет Рязанский союз художников, надо принимать меры, чтобы справиться с этой критической ситуацией и вернуть творческий союз в рамки законов РФ и Устава Союза художников России».

– На днях состоялось очередное Общее собрание вашей организации. Какие-то изменения произошли?

– Никаких. Собрание было не подготовлено. Нам на собрании правление обязано предоставить смету доходов и расходов за прошлый год, а также планы на будущий год, подтвержденные сметами расходов, что не было сделано. Но были выступления с обоснованной критикой руководства. Я тоже выступил, еще раз озвучил информацию по нарушениям с оплатой творческих мастерских. И напомнил, что на прошлом собрании после критики в его адрес выступил председатель с заявлением об уходе, а в повестке нового собрания этот вопрос отсутствует.

– Какие-то оргвыводы были сделаны?

– По-прежнему нет никаких отчетов, нет никаких цифр. Закончилось на довольно мощной ноте обсуждения крупных недостатков руководства.

Ко мне потом много людей подходили и говорили о том, что есть проблемы, которые надо решать сообща, а руководство организации не хочет об этом слышать. 

 

Русская школа 

– Владимир Викторович, как вы, сын офицера, стали художником?

– Мама Татьяна Владимировна отдала меня в 11 лет в Первую художественную школу в центре Рязани. Я учился в художественной школе то хуже, то лучше. Однако, когда я затем поступил в среднее специальное учебное заведение – художественный колледж, с каждым днем мне было все интереснее и интереснее. И я поступил в Суриковский институт на живопись.

– Академик Сидоров много уделял внимания студентам?

– Он был очень энергичный человек. Валентин Михайлович тогда еще и возглавлял Союз художников России, это чудовищная нагрузка. А он был и членом Союза писателей России, написал несколько глубоких, очень увлекательных книг о художниках и о своей жизни. Но время студентам он уделял всегда. Меня назначили старостой мастерской, поэтому с Сидоровым я общался чаще других студентов и немножко ближе. Скажу так: после общения с ним идешь в общежитие, просто вырастали крылья! Не идешь, а летишь в творческом восторге и приподнятом настроении. Так он наставлял и вдохновлял. Он был человеком русской национальной художественной школы, культуры. Он занимался изучением и установлением памятников русским художникам – А. Венецианову, Г. Сороке.

Я и сейчас общаюсь с семьей Валентина Михайловича. Мы часто о нем вспоминаем.

Народный художник России Михаил Георгиевич Абакумов тоже один из моих больших учителей в живописи. Он преподавал в мастерской Сидорова, был у нас худруком на пленэре в Коломне, его родном городе. Талантливый человек со своим мнением, самобытный, самодостаточный русский художник. Когда художники с ним вместе ездили на пленэр, автобус останавливается, люди идут на два-три часа, а потом приносят небольшой холстик, один этюдик. А он шел обратно, у него в каждой руке на каждом пальце висело по холсту! Причем все написано просто гениально.

Мы дружили с ним до конца его жизни. Он меня уважал как художника, называл мастером. Я часто о нем вспоминаю... Он за одну жизнь прожил не меньше трех человеческих жизней! Такой у него был темперамент, такая работоспособность.

– Кто из классиков прошлого на вас повлиял?

– Я с детства увлекался творчеством учеников Исаака Левитана. это Петр Иванович Петровичев и Леонард Туржанский. Творчество Петровичева на меня особенно повлияло. Я бывал в Ростове Великом, это родина Петровичева, он из-под Ростова. Во время учебы в Суриковском институте мы на два месяца уезжали в старинные русские города. Запомнились и Коломна, и Боровск, но больше всего мне понравилось в Ростове Великом. Дух ярославской земли меня очень вдохновил.

Летом 2003 года я там писал большие натурные холсты, работал над интерьером церкви Спаса на Сенях. А рядом там выставочный зал, как раз проходила большая персональная выставка Петра Ивановича Петровичева. Я каждый день смотрел эту выставку.

– Вы получили премию Патриархии за этот цикл?

– Да, за цикл «Ростовские перезвоны» был удостоен премии Московской Патриархии.

– У вас немало пейзажей, написанных на Севере.

– Мы уезжали в Карелию, жили там среди озер на необитаемых островах в палатках, у нас имелась надувная лодка с мотором, которую мы привозили с собой, бензин покупали у местных жителей в поселке. Ездили мы на три недели, на месяц. Все это время передвигались по озеру, изучали, собирали материал, Я делал рисунки, этюды и на их основе у себя в студии работал над большими холстами.

– Романтика…

– Да, романтика, потому что там края малонаселённые, удивительно живописные, плюс там еще белые ночи, что тоже для художника очень интересно посмотреть. Солнце практически не садится и можно долго сидеть и писать одно вечернее состояние природы, которое длится часами в отличие от средней полосы, где все быстро догорает, раз – и стемнело…

– А что вы любите в литературе?

– Тут я не оригинален, очень люблю русскую классику – Пушкина, Гоголя. Слушаю у себя в студии, когда работаю, аудиокниги. «Мертвые души» знаю почти наизусть.

 Вы это произведение прослушали много раз?

– Думаю, не один десяток раз. Второй том «Мертвых душ» считаю величайшим памятником русской словесности, к сожалению, у нас он подзабыт. Недаром «Мертвые души» Гоголя называют антологией русской жизни. Там есть ответы на многие вопросы, а какие потрясающе живописные описания, в любом персонаже находишь откровения для себя...

– Знаменитейший художник земли Рязанской – академик Виктор Иванович Иванов, картины которого украшают и Третьяковскую галерею, и галерею Уффици во Флоренции, и многие другие собрания. В Рязани открыта его персональная галерея. Каждое лето художник живёт в селе Исады. Скоро он будет отмечать свое 100-летие. Вы с ним знакомы?

– Ну конечно. Я к нему неоднократно ездил в Исады, бывал и 2 августа на дне рождения мастера.

Это феномен! Он очень бодр в свои 99 лет, каждый год ко дню рождения проводит выставку в Рязанском художественном музее.

Когда он выступает, он выступает минимум час. Говорит блестяще.

Много раз мы встречались с ним и с его внучкой Марией в Москве на выставках.

 

От Дамаска до Халхин-Гола 

– Расскажите о ваших командировках в Сирию по линии Министерства обороны.

 – Еще до Сирии я принимал участие в программе Министерства обороны РФ «Культпоход», суть которой состояла в том, что представители разных сфер искусства отправлялись в самые отдаленные части и гарнизоны России. В составе «Культпохода» со своими картинами побывал я на Новой Земле, на арктическом острове Котельный, в Хакассии, Киргизии, других регионах России и ближнего зарубежья.

А в 2017 году впервые отправился в Сирию. На самолетах всех видов нашей военно-транспортной авиации облетел эту страну с севера на юг и с запада на восток, передвигался и в составе колонн бронетехники.

Там у меня была главная задача – проводить выставки моих картин и творческие встречи с российскими военнослужащими с целью оказания им морально-психологической поддержки. Я почувствовал – здесь и время течет иначе, нежели в мирной жизни. После выставки один солдат подошел ко мне и сказал, что у него такое чувство, будто он побывал дома. И для меня это была самая высокая оценка моей работы.

Мои персональные выставки прошли в Сирии в городах Дамаск, Алеппо и на российской авиабазе Хмеймим в провинции Латакия. Для музея группировки Хмеймим передал в дар картину «На Рязанской земле».

Удалось и поработать там. Для художника это потрясающий опыт. В Сирии другие краски, влажность, температура. Дивные красивые вечера, южные сумерки...

Проводил творческие встречи для наших военных на заставах и постах в провинциях Алеппо, Латакия, Тартус, Дамаск и Эс-Сувейда, дарил свои альбомы и буклеты на родные российские темы и мотивы. Работал на Голанских высотах на линии Браво непосредственно на линии соприкосновения с террористами. Доводилось слышать артиллерийскую канонаду.

Провёл творческую встречу и мастер-класс по масляной живописи с сирийскими школьниками, изучающими русский язык. По предложению университета Дамаска работал председателем жюри сирийского конкурса детского рисунка «Россия и Сирия газами сирийских детей». Ответно привозил в Сирию картины подшефных ребят из Рязанской школы-интерната «Вера» для детей-инвалидов, школы-интерната имени Героя Советского Союза, национального Героя Италии Ф.А. Полетаева. Выставка называлась «75-летие Великой Победы глазами рязанских детей».

– Увидел информацию, что недавно вы побывали в Монголии.

Недавно оттуда вернулся. С 27 апреля по 9 мая в Монголии прошел Международный пленэр «Под небом Победы», посвященный 85-летию победы советско-монгольских войск над японской армией на реке Халхин-Гол.

Организаторами выступили Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, Союз художников Монголии, Монгольская академия искусств, проект также был поддержан Министерством обороны Монголии и Посольством Российской Федерации в Монголии. С российской стороны в нём приняли участие академики и члены-корреспонденты Российской академии художеств, художники из Ханты-Мансийска, Барнаула, Екатеринбурга, Иркутска, Тамани, Рязани. С монгольской стороны – 15 человек, – от известных мастеров до молодых живописцев.

В приветственном слове на открытии пленэра председатель регионального отделения, академик Михаил Шишин отметил: «Я не сомневаюсь в успехе пленэра и всего проекта. Во-первых, потому что тема очень большая, серьезная и требующая своего художественного воплощения. Во-вторых, собралась очень крепкая команда профессиональных художников и искусствоведов. Всего в проекте участвуют почти сорок человек. Впереди у объединенной группы художников — тысячи километров дорог по Монголии, замечательные встречи, обсуждения, творческая работа». Группа посетила озеро Буйр-Нуур, аймак Сухбаатар, места, связанные с основными сражениями, блиндаж маршала Г.К. Жукова, Музей битвы на реке Халхин-Гол и другие памятные места.

Итоги пленэра «Под небом Победы» были представлены в Улан-Баторе на приеме в Российском посольстве по случаю 79-й годовщины Великой Победы 1945 года и на отчетной выставке в галерее Союза художников Монголии. По словам руководителя российской делегации, академика Владимира Анисимова, реализованный международный проект стал первым в числе других мероприятий, посвященных событиям на Халхин-Голе 1939 года.

Сейчас 11 июня (ко Дню России) я, как куратор, открываю в Рязанской областной Думе международную выставку детских рисунков под названием «ZА РОССИЮ». Эта выставка также приурочена к 30-летию Рязанской областной Думы, и на ней будут представлены рисунки детей из Сирии, а также рисунки детей из художественных школ Рязани и Рязанской области. Всего на выставке будет представлено 70 детских работ.

Также мы с коллегами из Союза художников Монголии обсуждаем идею проведения в Рязани выставки рисунков детей из Монголии. Выставка будет приурочена к 85-летию совместной советско-монгольской победы на Халхин-Голе. Это новый международный проект, который нашими общими усилиями будет осуществлен.

Портрет Сухарева Сергея Владимировича Героя Российской Федерации посмертно, гвардии полковника. 2023. Холст, масло, 76х56

Друзья. 2006. Холст, масло. 140х175

Портрет полковника воздушно-космических сил РФ Евсюкова В.А. Холст, масло. 2020 г. 60х80 см

Беседу вел Алексей Тимофеев

Источник: www.stoletie.ru