14 июня исполняется 85 лет Владимиру Краснопольскому. В содружестве с Валерием Усковым мэтр снял замечательные картины: «Неподсуден», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Ермак», «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» и многие другие. Накануне юбилея прославленный режиссер дал интервью «Культуре».
Культура: Вы работали в самых разных жанрах, и успех сопутствовал всегда. В чем заключается искусство режиссуры?
Краснопольский: Плох тот режиссер, который пытается замкнуться только в одном жанре. Важны и сюжет, и интрига. Что являлось самым главным для нас с Валерием Усковым, когда мы работали вместе? В каждом фильме была социальная подоплека, все картины опирались на жизненные ситуации. Благодаря этому можно показать характеры, конфликты и человеческие взаимоотношения. Особенность наших фильмов в том, что все они добрые, хотя в них встречаются и убийства, и подлецы. Есть неписанный закон в искусстве: добро всегда должно торжествовать. И мы следовали этому правилу неукоснительно.
Культура: Ваши фильмы «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» постоянно показывают по телевизору, их смотрят люди разных поколений. Как объяснить такую популярность, ведь, казалось бы, в основе фильма лежит литературное произведение, написанное в жанре «соцреализма»...
Краснопольский: Я сам задавал этот вопрос журналистам: «Мне непонятно, почему эти фильмы пользуются таким успехом». Так один мне ответил, смеясь: «Каждый год рождаются миллионы зрителей. Через пятнадцать лет они становятся сознательными людьми. И им по традиции в семье рассказывают о ваших фильмах. И они их воспринимают». Думаю, в них есть жизнь и правда, которую очень точно отобразил в своих романах Анатолий Степанович Иванов. Когда мы с Валерием Усковым нашли книгу «Тени исчезают в полдень», то связались с тогда никому не известным автором. Иванов и Иванов! У него до этого было два-три романа. Мы позвонили ему и сказали, что хотим сделать экранизацию. Когда стали работать над фильмом, погрузились в атмосферу реальной жизни, описанной в книге: люди жили теми же трудностями, что возникали и в обществе. Они сражались за себя, за свою жизнь — нам было очень интересно это показать. Героями романа и фильма «Тени исчезают в полдень» двигала великая идея: можно жить лучше и за это нужно бороться.
Культура: Маленькая зарисовка из жизни — иду в метро «Охотный Ряд». А там уличные музыканты играют на балалайках «Гляжу в озера синие» — у людей лица светлеют. Эта мелодия — визитная карточка вашей картины...
Краснопольский: Главная тема «Гляжу в озера синие» и была написана для балалайки. Я рад, что ее исполняют. Но тут случилась такая петрушка... Недавно был концерт на Красной площади в День славянской письменности и культуры, и я случайно включил телевизор. И вдруг объявляют: Евгений Птичкин и Игорь Шаферан — «Гляжу в озера синие...» И так люди получают инфаркт. Никакой это не Птичкин! Эта песня была написана прекрасным композитором Леонидом Афанасьевым для картины «Тени исчезают в полдень». Он был знаменитым военным летчиком, за плечами около 40 сбитых немецких самолетов. Богатейшее творчество в кино. Помогите исправить ошибку, которую все тиражируют. Цены вам не будет!
Культура: Вы всегда умели найти новые неизбитые сюжеты и темы для своих фильмов. Где черпали вдохновение?
Краснопольский: Все из жизни. Она настолько многообразна и удивительна. Просто нужно найти кусочек, который еще не тронут. Или взять то, что уже было, но раскрыть более глубоко. Кто знал о Мессинге? Можно сказать, практически никто. А мы создали картину о человеке, который видел будущее. И появился интерес к теме, сейчас на телевидении идут бои и соревнования экстрасенсов.
Культура: Вы работали с замечательными писателями. Вам важен хороший литературный материал?
Краснопольский: Конечно, литературная основа является толчком к тому, чтобы создать фильм. Мы работали и с Володей Орловым, который написал «Соленый арбуз», прекрасное произведение, человеческая драма. С ленинградским писателем Андреем Константиновым — большинству он известен как автор «Бандитского Петербурга». Когда снимали «Неподсуден», сотрудничали с Константином Исаевым. Этот фильм до сих пор показывают. Сначала нам здорово досталось от начальства, зато потом ленту назвали лучшей картиной года. Также работал с Юрием Нагибиным и Эмилем Брагинским.
Культура: Сегодня режиссерам часто предлагают снимать мелкотемье. Как выходить из этой ситуации?
Краснопольский: Я снял фильмы по нескольким сегодняшним сценариям. При работе обязательно нахожу в материале доброту. Одна из последних моих картин «Смешная жизнь». Она только недавно появилась в интернете, а зрители пишут отзывы. Говорят: отличный фильм, смотрели всей семьей. Вроде простая история о тетке, которая жила в бараке, а затем попала в квартиру к сыну, где не может даже включить плиту, потому что не знает, как это сделать. Возникает множество забавных ситуаций, у героини завязываются человеческие отношения с соседями. Таня Кравченко получила приз за главную женскую роль, а мне досталась награда за лучшую трагикомедию. Критики написали, что в картине нет хохота и ржачки, а есть смех сквозь слезы. Или взять другую мою ленту «Санта Лючия», где снялась Юлечка Пересильд. Мы показали, как проявляется человеческая суть. Фабула простая: герои открыли бутылку с водой, а там предлагается приз — «Феррари». Вокруг этого начинается полукомическая борьба. Конечно, никакой машины никто не выигрывает, зато героиня находит любовь.
Культура: Вы к актерам очень трепетно относитесь. Это важно?
Краснопольский: Атмосфера на киносъемках должна быть как будто все артисты — твои родные люди. И если ты как режиссер заслужил их внимание на пробах и в первые несколько дней съемок — считай, картина есть. Потому что возникает единый актерско-режиссерский ансамбль. А если у вас все пошло на раскосяк — вы требуете одно, они хотят другого — значит, вы ошиблись с выбором актера, не уловили его внутренней пружины. Слава Богу, у нас не бывает ничего подобного. Расстаемся плача. Люди не хотят уходить. И говорят: «Мы никогда не забудем». И действительно не забывают. В этом году Валерий Усков, как и я, отмечает юбилей. Так к нам на запись программ сколько актеров пришло. И Евгений Князев, и Ирина Алферова, и Юрий Смирнов, и Андрей Мартынов, и Сергей Маховиков, и Светлана Чуйкина. У нас потрясающая атмосфера на площадке — люди идут на работу, как на праздник, чтобы снять хороший фильм.
Культура: Режиссер — властная профессия, а Вы долгие годы работали с Валерием Усковым. Как распределялись роли в вашем необычном творческом союзе?
Краснопольский: Аркадий Инин даже написал эпиграмму: «Про братьев таких, про почти близнецов, не скажешь смелей, чем сказал Маяковский. Мы говорим Краснопольский — подразумеваем Усков. Мы говорим Усков — подразумеваем Краснопольский».
Этот вопрос задавали тысячу раз. Мы с 2000 года работаем по отдельности. Вы не удивляйтесь, поскольку мы родственники и не хотим обижать друг друга, в титрах мы пишем по-прежнему: постановка Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Разошлись мы, не бросая друг в друга предметы. Просто Валерий Иванович как-то сказал: «Может, хватит вдвоем стоять у камеры. Давай каждый будет пробовать свои силы. И зарплата уже не будет пополам идти. И каждый может самостоятельно стоять у руля». Попробовали — получилось. Отдельно я снял «Капкан», «Мессинга», «Манну небесную», «Санта Лючию», «Дом с лилиями», «Смешную жизнь» и «Экспроприатора». А Валерий выпустил в свет «На солнечной стороне улицы», «Любовь — не картошка», «Дело следователя Никитина», «Выйти замуж за Пушкина». Когда мы участвуем в передачах, каждый говорит о своем. Однако мы по-прежнему дополняем друг друга, рассказываем, как нас свел и объединил кинематограф.
Культура: Как художник, Вы чувствуете дух времени? Что происходит с нами? Куда мы движемся?
Краснопольский: Это вопрос, скорее, философский — как объяснить человеческие изъяны или, наоборот, добродетели. Мы по-прежнему будем делать картины, где герои выглядят не уродами, а людьми с большой буквы, которым присущи благородство, доброта, красота, удача. Ведь не только красота спасет мир. Если не будет доброты, красотой не обойдешься. Для меня главное, чтобы потомки смотрели наши ленты и понимали: мы не просто так небо коптили. Все, что сделано, — биография нашей страны.
Фото: PHOTOXPRESS