Довольно долго славянские народы относили к числу самых молодых этносов, у которых даже не было собственной письменности. Сегодня древность славян и славянского языка – доказанный факт. В этом убеждают материалы археологических раскопок, множество письменных источников, обнаруженных сравнительно недавно, а также данные современной лингвистики.
В научных кругах на эту тему разыгрались настоящие баталии. Появилось множество теорий, которые условно можно разделить на три группы:
- первые относят славянские языки к ближайшим родственникам и наследникам санскрита;
- вторые считают праславянский основой вообще всех языков;
- третьи включают его в состав протоязыка, от которого позднее стали ответвляться новые наречия.
Будем, однако, придерживаться версии, что сначала от всеобщего праязыка выделился протославянский, он, в свою очередь, стал основой праславянского. И уже с VII – IX века начинает формироваться древнерусский, за ним – старорусский, а еще позже то, что у нас принято называть литературным языком.
Сравнительная лингвистика подтверждает выводы ученых, считающих славянский язык основой большей части как существующих, так и давно исчезнувших языков и наречий. А не так давно немецкие исследователи обнаружили, что нейроны головного мозга быстрее всего реагируют на русскую речь!
Для исследования немцы поместили детей разных народов в один класс (немцы, датчане, норвежцы, шведы и русские в пропорциональном соотношении). К их изумлению, через 3 месяца все дети стали общаться на русском языке, что повергло исследователей в шок. Занимаясь дальнейшим изучением данного феномена, ученые пришли к выводу, что нейроны головного мозга всех детей общаются между собой на частотах русского языка. И именно поэтому маленькие дети очень быстро усваивают русский язык. Получается, что нейроны головного мозга общаются на одной частоте – частоте русского языка.
О чем это говорит? Да о том, что генетическая память человечества складывалась именно на этом языке. Так что можно назвать русский язык космическим языком, и «инакоговорящие» при переходе на русский язык как бы «возвращаются на родину».
История русской речи включает в себя несколько этапов и начинается с ее зарождения, развития, отделения книжного языка от народного. Затем все это приводится к общему знаменателю, возникает культура общения, правила употребления слов. Появляются литературные нормы. Позднее они сближаются с разговорными. Конечно, все это – достаточно схематическое изображение, но в целом оно передает суть вопроса. Кстати, одним из первых заложил речевые нормы великий Ломоносов, ему удалось объединить народную поэзию с разговорным и даже приказным языком.
В дальнейшем на этом пути преуспели Державин, Радищев, Фонвизин, а позднее и Пушкин.
История русской речи включает в себя и вопрос возникновения письменности. Даже Татищев, автор вполне официозной «Истории Российской» утверждал, что Кирилл и Мефодий не изобретали письменность, они были ее реформаторами. В действительности, ими была взята за основу древнеславянская Буквица, существовавшая с глубокой древности. Славяне не просто умели писать, у них в ходу были разные виды письменности, при этом грамотность в народе была широко распространена. Достаточно привести хотя бы одну из новгородских берестяных грамот с просьбой «прислать доброго чтива» (и это примерно в десятом веке). То есть, чтение книг было обычным делом. Подобную переписку вели даже дети, что свидетельствует о поголовной грамотности жителей Древнего Новгорода.
Древность славянских языков исчисляется многими тысячелетиями. Именно на славянском читаются надписи этрусков (которые до этого не поддавались расшифровке); на этом же языке выбиты надписи на памятных камнях, посвященным легендарным героям Трои. Славянские письмена обнаруживают на египетских пирамидах, шумерских барельефах, на уцелевших древнегреческих колоннах… Существуют и более древние источники, относящиеся к Славянским Ведам. Исследования этой области интенсивно ведутся уже в нашем веке.
Древняя история языка порождает и соответствующую языковую культуру.
Культура русской речи складывалась постепенно. Иногда ее возводят к правилам античной риторики. Но у славян еще в глубокой древности ценилось красноречие. Умение говорить правильно, чисто, красиво считалось такой же неотъемлемой частью жизни, как чистота деяний и помыслов. Писать тоже нужно было чисто, у многих из нас до сих пор сохранились в памяти уроки чистописания.
М.В.Ломоносов, кстати, написал «Краткое руководство к красноречию», состоящее из трех частей. В дальнейшем к этой теме обращалось множество ученых умов.
Красота и образность общения невозможны без культуры языка. Чем она богаче, тем обширнее словарный запас, тем яснее доносится мысль говорящего. В народе велеречивый разговор сравнивали с плавным течением реки. Кстати, в народном сознании река часто сравнивалась с речью, у А.Пушкина она «словно реченька журчит», В.Даль тоже говорил о близости этих слов: «Вероятно, того же корня, но отшатнулось и стоит по себе».
Сегодня довольно часто выхолащиваются смыслы, разрушается речевая структура, она наводняется жаргонизмами, иноземными формами, которые несут в себе иное мышление, иное отношение к духовным ценностям. Эти слова внедряют в сознание иностранные лекала мыслей и чувств.
В языкознании «язык» и «речь» считаются разными понятиями. Язык – это знаковая система, а вот благодаря речевым формам появляется сама возможность письменного или устного общения, передачи мыслей, информации. К тому же речь – это вибрация. Любая вибрация оказывает воздействие на человека. Именно славянские речевые особенности породили уникальный психотип, позволивший создать самое большое в мире государство. И так было всегда – от Даарии, Скифии, Тартарии, Российской Империи, СССР и до нынешней России. Первенство духовного над материальным, понятие Совести – это все заложено в языке. Достаточно сравнить реакцию англичанина, входящего в пустое помещение «ноу боди» (ни тела), и нашу – «ни Души»…
«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», – писала Анна Ахматова из блокадного Ленинграда, понимая, что именно в языке заложены основы, истоки непобедимости народа. Сохранение собственной речи, родного звучания слов – это вопрос не только этнокультурный, он помогает сберечь и сохранить традиционные ценности Предков.