В Сети разыгрался «Шторм»


В прошлом году для киноманов главным событием в «сериаловарении» стала многосерийная комедия «Домашний арест» Петра Буслова, которая появилась в Сети, но ни на одном телеканале показана не была. Так же, как сериалы «Звоните Ди Каприо» Жоры Крыжовникова и «Содержанки» Константина Богомолова, произведшие большее впечатление, чем множество телевизионных премьер. Теперь же на звание главного события года претендует (и вполне заслуженно) сериал Бориса Хлебникова «Шторм», недавно появившийся на платформе «Start». В главной роли – Александр Робак.

Впервые я увидел его в сериале «Вокзал», который показали в 2003 году и с тех пор не повторяли. А жаль, в нём свои первые большие роли сыграли (и очень хорошо) Андрей Мерзликин, Ирина Гринёва, Ярослав Бойко, Александра Урсуляк. Робак запомнился там в образе здоровенного увальня-работяги, влюблённого в изысканную красавицу. За прошедшие годы он работал много и разнообразно, снимаясь и в драмах, и в комедиях. Назову, конечно, яркую комедийную роль с жаркой лирической подкладкой в «Домашнем аресте». А также роль офицера КГБ в сериале Рауфа Кубаева «С чего начинается Родина», там в персонаже ничего лирико-комедийного не было, это волевой, жёсткий служака, добивающийся своего любым способом. Цель, конечно, может быть суперблагородной, а вот методы её достижения циничными донельзя.

Но у актёра какое-то животное обаяние – чтобы он ни делал, смотреть на него интересно, к тому же испытываешь к его персонажам необъяснимое расположение. Он принадлежит к породе больших артистов, таких как наш Борис Андреев и не наш Жан Габен. Станет ли Робак с ними вровень? Посмотрим – данные есть.

В восьмисерийном «Шторме» всё вроде как у людей… на НТВ и в триллерах на других каналах, только одно отличие. Существенное. И оно в образе главного героя. Сочетание несочетаемого.

Во-первых, он влюблён, и не просто, а жизнь готов отдать ради своей возлюбленной. Её играет Анна Михалкова, с которой режиссёр недавно успешно работал в сериале «Обычная женщина», её взрослую дочь-студентку – Дарья Жовнер, недавно ярко блеснувшая в «Тесноте». Сразу отметим, что здесь все (и большие и маленькие) роли сыграны очень хорошо. И никаких сомнений не вызывает искренность чувств Градова (Робак) к женщине, которая отнюдь не раскрасавица, а обыкновенная преподавательница в институте, на вид типичная домохозяйка. Тем удивительнее происходящее, и радуешься почему-то, что бывают такие мужики (большие, сильные, трепетно любящие своих жён), тем более что в сериале есть противоположный тип. Это друг Градова, полицейский из убойного отдела, маленький вертлявый Осокин (Максим Лагашкин), который к женщинам относится исключительно потребительски. Есть у него одна более-менее постоянная «жена» (Анна Котова), которая как будто смирилась со своим «временным» положением.

И вот второе «несовместимое» обстоятельство: этот влюбленный Градов – следователь, и не простой, а расследующий экономические преступления в городе, где вся экономика криминальная. Человек жёсткий, беспощадный, даже циничный, вполне соответствующий времени и своим клиентам, которые сплошь крайне опасные люди, коррупционеры и воры, к тому же рвущиеся к власти. Кажется, невозможно сочетание нежности и цинизма профессии. И цинизм этот нельзя назвать здоровым. Во имя спасения любимой женщины Градов манипулирует людьми, одних сажает в тюрьму, других коварно обманывает, третьих шантажирует, четвёртых… убивает!

Несмотря на то, что большую часть убийств в сериале совершают не реально отвратительные кандидат в мэры Крюков (Геннадий Смирнов), его адвокат (отличная работа Михаила Брашинского) и особенно старший партнёр Крюкова Моргулис (Александр Мосин), а именно Градов с его симпатичным и тоже обаятельным подручным-киллером (Максим Яковлев), всё равно остаёшься на его стороне. Потому, наверное, что делает он это не для себя, а во имя спасения смертельно больной жены, а убитые сплошь очень плохие люди и место им в тюрьме… Но почему всё-таки их судьбу, жить им или не жить, решает Градов?

В противостоянии Градова и Осокина, который в середине сериала стал догадываться, что друг-то того, предатель, взяточник и убийца, побеждает Градов.

Благодаря стараниям режиссёра и выдающейся команде сценаристов (Наталия Мещанинова, Степан Девонин, Илья Тилькин) мы смотрим на события глазами Градова, а не его жертв. Но их жалко.

Особенно инженера Маркина (Валерий Дьяченко), который видно, что испытывает угрызения совести, перестрадал и всё передумал, сидючи в тюрьме, и у него тоже любящая и тоже больная жена…

Можно согласиться с тем, что он и другие погибли во имя того, чтобы жена Градова могла спокойно лечиться в Германии? Стоит ли её гепатит стольких жизней? И что с ней станет, когда она узнает, сколько людей за неё положили? По правде говоря, она ещё до наступления «лекарственной» депрессии перестала вызывать горячее сочувствие. Да и Градов из борца за справедливость постепенно стал превращаться в хряка, сметающего всех на своём пути. Хотя шлейф неотразимого обаяния русского богатыря, заработанного в первых сериях, остаётся.

К концу сериала вообще не знаешь, кому сопереживать. Светлая, всепоглощающая любовь Градова к жене и его абсолютное бессердечие в отношении женщин, мужей которых он убил, никак не сочетаются. Тут что-либо одно. Вместе – это какое-то монструозное извращение.

Вообще, во всех упомянутых выше «сетевых» сериалах есть похожий нравственный, так сказать, заступ. В «Ди Каприо» в центре беспредельщик, который, зная, что у него СПИД, заражает вирусом всех подряд вплоть до невесты друга, а через общую любовницу – брата и его семью. Таким образом изобличается творческая интеллигенция. В «Содержанках» под прицелом бизнес-элита. Здесь тоже только и делают, что коварно предают и убивают. В финале герои (представители финансовой верхушки) говорят: «Мы все извращенцы». А в «Шторме» кошмар в государственных структурах и правоохранительных органах. Таков приговор кинематографистов всем сферам современной русской жизни?

И о звучащем в сериале мате. Это тоже модное извращение, знак якобы свободы и правды. Поначалу обсценная лексика шокирует, особенно в женских устах, потом к ней привыкаешь, потом перестаёшь замечать, но к концу фильма герои вдруг стали обходиться без неё. Значит, можно обойтись?

А Робак – выдающийся актёр, хороши и его партнёры, и все создатели сериала. Задали они нам задачу.

Александр Кондрашов

Источник: www.stoletie.ru





Комментарии

  1. АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ 02 ноября 2019, 14:38 # 0
    Извращением, уже, является выражение «модное извращение»
    1. Esculap 03 ноября 2019, 21:35 # 0
      Непривычно на вашем сайте читать восторги (рекомендации) либераста о мусорном кино. Я такое не смотрю и вам не советую.