Русские Вести

«В седле я чувствовал себя совершенно роскошно»


ДОМАШНИЙ СПЕКТАКЛЬ ДЛЯ СТАНИСЛАВСКОГО

Как известно, самые аристократичные артисты советского кино Вячеслав Тихонов и Василий Лановой своим происхождением никак не соответствовали князю Болконскому и графу Вронскому: один был из рабочих, а другой - из крестьян. С Петром Глебовым - обратный случай: он прославился ролью Григория Мелехова, казака из донской станицы, но в реальности был самым настоящим дворянином. Отец, предводитель дворянства, был из древнего рода Глебовых, мать - из рода Михалковых (она, кстати, была тетей Сергея Михалкова). Но революция, случившаяся, когда Петру было два с половиной года, переменила жизнь его родителей: они переехали в подмосковное имение Назарьево, которое вскоре у них отобрали - там организовали сперва военный госпиталь, а потом приют для беспризорников. Бывших хозяев определили во флигель, потом выгнали и из него. Петр и другие дети летом и до глубокой осени ходили босиком, а потом, когда подросли, были вынуждены тщательно скрывать свое благородное происхождение.

Петр Петрович уже на склоне лет рассказывал, что не собирался становиться актером. Окончив семилетку, он поступил в мелиоративно-дорожный техникум, чтобы потом быть поближе к природе и воде («я охотник с детских лет, хотелось, чтобы охота была в жизни»). Тем не менее, опыт игры у него появился еще в подростковом возрасте: его брат Григорий в деревне ставил домашние спектакли, на них присутствовал Станиславский (просто потому, что жил рядом на даче), и активно давал юным артистам советы.

Пять лет Петр Глебов учился в своем техникуме осушать болота, потом приехал в Москву, снова встретил Григория, и тот предложил получить новое образование: стать актером. В итоге Петр поступил в Оперно-драматическую студию имени все того же Станиславского. А потом была война, которую Глебов прошел всю - демобилизовали его летом 1945-го.

Первую заметную роль в кино он исполнил, когда ему было под сорок, в короткометражке по сценарию своего родственника Михалкова: называлась она «Я ничего не помню» и пропагандировала трезвость (а Глебов играл алкоголика, из-за любви к выпивке попавшего в переплет). А потом, совершенно внезапно, он стал Мелеховым в «Тихом Доне» Сергея Герасимова.

«В СЕДЛЕ Я ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ СОВЕРШЕННО РОСКОШНО»

Актера на эту роль искали по всему СССР, от Украины до Сибири, пробы шли полгода. Одним из основных кандидатов был коллега Глебова по театру Станиславского Александр Шворин. «Я попросил его сосватать меня на эпизодик или в массовые сцены. Меня вызвали, сказали: «О, хорошо, как раз нам нужны офицеры». Герасимов тогда проверял артиста Дмитриева из Ленинграда на роль Евгения Листницкого. Снимали эпизод игры в карты. Я никого не знал, меня загримировали, приделали черные усики, одели в военную форму, и я участвовал в этом маленьком эпизоде. Произнес две-три фразы, и режиссер страшно заинтересовался. «Кто это, откуда?» После этого он посадил меня в машину, повез со студии имени Горького домой, расспрашивал по дороге о моей жизни. Я ему рассказывал, что рос в деревне, скакал на лошадях, не боюсь их. Что косил, пахал - все это было пройдено мною просто в порядке любви к русской деревне, вообще мы интеллигентная семья, скорее дачники. Что мне очень знакомы крестьяне, малословность мужицкая. Потом проверяли меня на ипподроме, дали коня, седло со стременами - и я почувствовал себя совершенно роскошно, дал такой карьер по кругу... Это было очень важно режиссеру - чтобы актера не надо было учить. И самокрутку с махоркой я умел крутить... И пробы прошли довольно успешно. Шолохов потом приехал смотреть кинопробы разных артистов и сказал: «Да что вы выбираете, тут единственный человек - настоящий казак». Герасимову нравились и моя дикция деревенская, и выразительность. А потом еще гример носик сделал горбатый...»

Александр Шворин в фильме "Лавина с гор", 1958 г. Фото: kino-teatr.ru

Три серии «Тихого Дона» снимали два года, в основном - на хуторе Диченском, что на берегу Дона. И все это время Глебов с семьей там жили. Остальные актеры останавливались в гостинице в городке неподалеку, а Глебов предпочитал оставаться в образе, чтобы «не переодевать себя и не отвлекаться - это давало мне полную свободу и естественность». Он уставал во время съемок (только грим каждый день занимал по два с половиной часа - особенно много возни было с тем самым горбатым «носиком» Григория Мелехова, вернее, целым набором носиков - каждый раз какой-то из них приходилось тщательно приклеивать).

Фотопробы Глебова на роль Калмыкова, "Тихий Дон". Фото: kino-teatr.ru

Но в результате никому не известный актер превратился в суперзвезду. После премьеры его лично поздравлял Хрущев, он моментально получил высшую актерскую ставку и звание заслуженного артиста РСФСР. (Кстати, народного артиста РСФСР он получил в 1974-м, а народного СССР - в 1981-м при довольно анекдотических обстоятельствах. Брежнев посмотрел фильм «Мужики!», где Глебов изобразил отца главного героя, и ему сказали «Этот актер играл в «Тихом Доне». Леонид Ильич заявил, что никогда не видел фильм Герасимова, и попросил устроить просмотр. После которого прослезился, спросил, какое у Глебова звание, и узнав, что он - народный артист РСФСР, сказал: «Надо поправить». А посмотрев его документы, воскликнул: «Так он войну прошел, а у него одни медали! Орден Ленина ему, от меня лично!»)

«ГЛЕБОВ, Я ВАС НЕНАВИЖУ!»

Поклонницы не давали ему прохода. Жена, Марина Алексеевна, с которой он прожил в счастливом браке более полувека, рассказывала: «Он вообще человеком был отзывчивым, добрым. Посмотрит на какую-нибудь девицу так радостно: все - кончено. Она чуть ли не в постель к нам лезет. Считает, что дал повод». А дочь в интервью вспоминала: «Одна из поклонниц, Галя по прозвищу Лампочка, постоянно дарила папе галстуки. У него и так их была гора, класть некуда, а она сидела у нас в подъезде день и ночь, желая преподнести новый, и высказать свою любовь. У меня до сих пор хранится чемодан писем, которые папе присылали со всего мира. Помню одно: «Глебов, я вас ненавижу! Вы разрушили мою жизнь. Я так влюбилась в ваш экранный образ, что не смогла создать семью - найти похожего на Гришу мужчину».

Петр Глебов в фильме "Тихий дон". Фото: kino-teatr.ru

«Гриша» прилепился к нему на всю жизнь: Глебов и сегодня ассоциируется исключительно с этой ролью. Естественно, после «Тихого Дона» его немедленно позвали в другую экранизацию Шолохова, «Поднятую целину», - но, как храбро писал автор очерка в сборнике «Актеры советского кино» (1966), «Половцев Глебова ни по масштабу, ни по значимости раскрываемого характера не встал вровень с Григорием Мелеховым (такой возможности не давал и литературный материал)».

Вровень с Григорием не встало почти ничто. Хотя Глебов был очень хорош в роли Сальери в картине «Моцарт и Сальери» по Пушкину, хотя у него было много вполне себе известных фильмов («Балтийское небо», «Неподсуден», «Сердце Бонивура», «Освобождение», «Юность Петра»). Проходных картин, увы, оказалось гораздо больше. И все же он прожил долгую и, кажется, счастливую жизнь.

В апреле 2000 года Петр Петрович отмечал 85-летие. Перед этим лежал в больнице, но уговорил врачей отпустить на празднование домой. Доктор его выписала со словами «Единственное, что меня волнует - блуждающий тромб. Он может оторваться в любой момент». Он оторвался через три дня после дня рождения. В домофон позвонила почтальонша, актер вскочил, чтобы открыть дверь, и упал замертво. Орден «За заслуги перед Отечеством», которым его наградили по случаю юбилея, дочь получила на сороковой день после его смерти.

Автор: Денис КОРСАКОВ

Заглавное изображение: Петр Глебов в роли Григория Мелехова, "Тихий дон".

Источник: www.kp.ru