Темы вечеров, организованных Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России и посвященных писателям-юбилярам 2016 года, сегодня имеют особое значение для каждого из нас. Но, в первую очередь, для крымчан, переживающих еще одну весну после решительного поворота в своей судьбе - исторического решения о вхождении в состав России. Участники программы попытались показать многомерные процессы, происходящие в российской общественной жизни через их отражение в русской классической литературе, которая стала своеобразной летописью формирования Русского мира.
Если попытаться определить главную причину всех проблем современности, то, наверное, ее можно обозначить одной фразой – дефицит культуры. Истончается, утрачивается культурный слой, ломается традиционный уклад жизни, искажаются нормы общения, отчего обедняются, деградируют человеческие отношения, иссякает любовь. Все отчетливее и отчетливее ощущается изменение самой основы бытия.
И, наверное, единственным средством, способным исправить, оздоровить происходящее, может стать обращение к традиционной системе ценностей, которые представляет русская классическая литература, этот ключ к постижению всех коллизий – социальных, духовных, психологических…
Русской литературе принадлежит неоценимая заслуга в том, что Россия остается Россией.
Она не изменяет себе, своим православным идеалам, несмотря на все революции, войны, психологические обработки, всевозможные провокации во всех сферах жизни.
Устремленность к высшим идеалам нашла яркое отражение в творчестве выдающихся писателей-юбиляров С.Т. Аксакова, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В ХХ веке эти идеалы утверждали в присущей только им художественной манере своим творчеством М.А. Булгаков, Е.Л. Шварц.
Можно сказать, что в произведениях этих писателей и была выражена основа той самой загадочной русской души, которая побудила Томаса Манна назвать русскую классическую литературу "святой литературой". Высоко предназначение самого художественного слова. Это слово было целительным, оно залечивало раны, нанесенные социальными катаклизмами, войнами, нестроениями общественных систем.
Литература России, отвечая на попытку изменить духовный строй народа, выдвинула в ответ талантливейших писателей, сумевших отстоять самобытные ценности отечественной культуры, и в то же время воспринять и переработать все лучшее, что пришло из мировой культуры и стало работать на Россию.
В течение несколько вечеров жители Севастополя и Ялты смогли погрузиться в животворный мир русской классики. В Севастопольском центре культуры и искусств прошла программа, посвященная 190-летию М.Е. Салтыкова-Щедрина. Показалось, произошло чудо, когда на сцену вышел артист и произнес: "Салтыков -Щедрин". И вдруг совершенно обыденно, будто с экрана телевизора, в современном формате зазвучало: "Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка..... Совесть пропала вдруг... почти мгновенно...., улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть..... Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение"
«…А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие…"
Зал вздрогнул: текст, написанный около двух веков назад, буквально воспроизводил картину сегодняшнего дня!
Этот отрывок про потерянную, поруганную и оплеванную совесть прозвучал в исполнении артистов МХАТ им. А.М. Горького народного артиста России В. Клементьева и заслуженной артистки России Татьяны Шалковской. Не менее современно звучали и сатирические сказки писателя. Обмен мыслями писателей-юбиляров получился удивительным! Так, «Преступление и наказание» стало не просто названием книги, стало символом событий конца ХIХ начала - ХХ века. Лесков предрекал страшные последствия революционного пути развития событий. В романах "На ножах", "Некуда" писатель обращает внимание на появление реформаторов, нигилистов, будущих "бесов" Достоевского, способных ради осуществления своей идеи на все. Разрушив, они лишаются спокойствия, начинают метаться, они выстроили другой мир, в котором и в самом деле - говоря словами булгаковского героя - "ничего нет", то есть получили то, во что уверовали: "по вере вашей да будет вам" (Мф.9,29). Против всяких ожиданий, это становится их катастрофой. Катастрофой оборачивается неверие для героев Булгакова, которые проходят круги ада, через все ужасы предательств, убийств, ненависти и злобы, братоубийственной войны. Но писатель показывает, что в душе каждого человека, в том или ином виде, есть отражение Божьей правды, мерцающий свет любви, красоты, никогда не умирающей надежды. Любовь не перестает никогда. И совесть все-таки совсем уничтожить нельзя. Она будет жить в душе маленького русского дитя, как попросила об этом она сама, и как написал об этом Салтыков-Щедрин, и она будет расти вместе с ним. «И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
Непростая история, но предсказаниям классика невозможно не верить, потому что многое из того, что им написано, сбылось. Писатели ХХ века - Будгаков, Платонов, Шварц показали реальную картину сбывшихся предсказаний автора "Истории одного города". Сатирические картины этого произведения приводят в ужас, потому что в конце концов является ОНО и наступает "конец истории".
Достоевский эту человеческую трагедию определил по-своему: "Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей".
На вечере Н.С. Лесков будто продолжил эту тему в разговоре с крымчанами: "Книги должны не только занять внимание читателя, но дать какое-нибудь доброе направление его мыслям». Это «доброе направление» писатель связывал с христианством, уточняя: «Я имел в виду важность Евангелия, в котором, по моему убеждению, сокрыт глубочайший смысл жизни». Истина, добро и красота - в этой триединой формуле Лесков выразил основной принцип своего творчества.
Идее революции и радикального переустройства социального строя Лесков противопоставил задачу личного совершенствования, проповедь «малых дел».
В программе вечеров писателей-юбиляров прозвучало лучшее произведение, посвященное Пасхальной ночи - "Христова ночь" Салтыкова-Щедрина.
В произведениях писателя мы видим себя и в прямом и в кривом зеркале. Невозможно не сделать вывод: Салтыков-Щедрин, в полном смысле слова, - первоклассный социальный психолог.
Участникам вечера удалось передать атмосферу той эпохи.
Прозвучали романсы и прекрасные сатирические музыкальные миниатюры того времени композиторов А.С. Даргомыжского и М.П. Мусоргского. Зал долго рукоплескал замечательному солисту Большого театра Максиму Кузьмину-Караваеву, исполнившему легендарную "Блоху", "Мельника", "Титулярного советника", и солистке театра "Новая опера" им. Е. Колобова Елизавете Соиной, в исполнении которой прозвучали романсы русских композиторов на слова И. Тургенева, М. Лермонтова и А. Пушкина. Ярким и колоритным обрамлением знаменитых сатирических сказок писателя "Как мужик двух генералов прокормил", "Карась-идеалист", "Орел-меценат" стали сонаты Сергея Прокофьева искрометно исполненные пианисткой, заслуженной артисткой России Полиной Федотовой и скрипачом Давидом Ардуханяном. Народному артисту России, чтецу Валентину Клементьеву и артистке Московской государственной филармонии Ларисе Савченко удалось создать живую, красочную, прямо по Салтыкову-Щедрину, сатирическую картину явлений общественной жизни.
В Ялтинском театре имени Чехова состоялся вечер, посвященный творчеству Н.С. Лескова и С.Т. Аксакова, писателей, которых объединяют особенности художественного стиля, писательской манеры, сформированной собиранием народных былин, песен, пословиц, поговорок, сказок, преданий.
Сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек» уже на протяжении многих десятилетий учит детей доброте, отзывчивости, преданности, помогает познавать настоящую красоту, отличать добро от зла.
Истина, добро и красота — в этой триединой формуле Лесков выразил основной принцип своего творчества.
"Я люблю литературу за то, что она дает мне возможность высказывать все то, что я считаю за истину и за благо", - признался классик и поведал нам в своих чудесных сказах, романах, повестях, очерках о тульском мастере "косом Левше" и о "Запечатленном ангеле", о праведниках и богатырях, которые воплощают идеал активного, деятельного добра, живой веры.
Сергей Аксаков, который любил блеснуть словом, однажды сказал: "Хочу написать сказку, чтобы она на все другие сказки не похожа была. Сказку для всех возрастов и на все времена". И написал «Аленький цветочек». С ней каждый человек знаком с самого раннего возраста и не перестает любоваться и восхищаться ею до глубокой старости. Стойкость, преданность, умение любить – это урок, который оставил нам Аксаков. А поведала ему эту сказку ключница Пелагея, вдохновенная рассказчица, приобщившая будущего всемирно известного сказочника к народной мудрости, живому слову, согревающему душу человека.
О смертоносной опасности замерзающей души, остывающем сердце, для которого главнее всего на свете сложить из льдинок слово "вечность" рассказал нам сказочник ХХ века Евгений Шварц - писатель особого дара. Он обладал удивительным умением из всей огромной сокровищницы сказочных историй мира создавать мифы и притчи. Шварц переводил их в систему вечных образов, вечных истин вечных обозначений добра и зла. Он создал свою сказочную вселенную, главным законом которой было правило: "чтобы все кончалось только хорошо". А потому, в созданном писателем пространстве маленькая девочка, живущая в скромной комнатке на чердаке, побеждает всемогущую Снежную королеву, только одним качеством - умением любить всем своим существом, а бедная Золушка становится принцессой, преодолев все коварные превратности судьбы. Марья-искусница силой материнской любви спасает своего сына и побеждает подводного царя со всеми его служителями зла. В мире историй Шварца волшебники затыкают уши, чтобы по доброте душевной не пойти навстречу пожеланиям людей, творящих зло. В мире писателя чудеса творятся только во имя добра.
«Скрытая теплота» — так называлась одна из поздних статей Лескова с эпиграфом: «Скрытая теплота не поддаётся измерению». И только эта теплота оживляет и дает силы измученному житейскими испытаниями человеческому сердцу. Именно этим качеством в несметном количестве и обладает русская классическая литература.
Именно в этой теплоте нуждаются как никогда сегодня люди. Это как у Тютчева: " Не плоть, а дух растлился в наши дни и человек отчаянно тоскует, ....он к свету рвется из ночной тени.... он жаждет веры, но о ней не просит."
Огромный интерес крымчан к проведенным вечерам, их многочисленные восторженные отзывы еще раз подтвердили, что наследие русских классиков - это необходимая пища для души человека на все времена, основа для продолжения нашей истории.
Алла Панкова